Общие новости

Семинар «Работа с детьми, имеющими нарушения привязанности»

28 марта прошёл семинар на тему: «Работа с детьми, имеющими нарушения привязанности».

Провести семинар для педагогического коллектива МБОУС(К)ОШ «Надежда», любезно согласилась Каленская Наталья Яковлевна, приёмная мама семьи Каленских. За долгие годы, они с супругом воспитывали 22 ребенка (из них 20 приемных детей) и 11 внуков. Сейчас в семье живёт 11 детей. Последние 12 лет, Наталья Яковлевна - тренер по подготовке приёмных родителей, опекунов и усыновителей. С 2014 года является Членом общественного совета Ассоциаций приёмных семей при МОН РФ.

Тема нарушений привязанности детей, является для педагогов очень актуальной. Поэтому не удивительно, что у слушателей возник к ней большой интерес.

Педагоги прослушали вопросы заявленной темы, и примеры личного опыта приемной мамы.

План семинара.

1. Этапы формирования привязанности у ребенка.

2. Типы привязанности.

3. Пути преодоления нарушений привязанности.

Если в тезисном варианте, то:

Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Привязанность формируется в течение первых двух лет жизни. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения, будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если ребенок не получит своевременной педагогической и терапевтической поддержки.

Причины нарушения формирования привязанности у детей

1. Основной причиной нарушения формирования привязанности у детей является депривация в раннем возрасте. 

Выделяются следующие условия, необходимые для нормального развития ребенка, и соответственно виды депривации, возникающие при их отсутствии:

* Полнота информации об окружающем мире, получаемая по разным каналам: зрение, слух, осязание (прикосновения), обоняние - ее недостаток вызывает сенсорную (чувственную) депривацию. Этот вид депривации свойственен детям, которые с самого рождения попадают в детские учреждения, где они фактически лишены необходимых для развития стимулов – звуков, ощущений.

* Отсутствие удовлетворительных условий для обучения и приобретения различных навыков - ситуация, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вокруг, вызывает когнитивную (познавательную) депривацию.

* Недостаточность эмоциональных контактов со взрослыми, и прежде всего матерью, ведет к эмоциональной депривации.

* Ограничение возможности усвоения социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества вызывает социальную депривацию.

Следствием депривации почти всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии мелкой моторики.

 

2. Следующей причиной может быть нарушение взаимоотношений в семье

 

3. Еще одной причиной может являться насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, пережившие насилие в семье, тем не менее, могут быть очень привязаны к своим жестоким родителям.

 

4. Пренебрежение (неудовлетворение физических или эмоциональных потребностей ребенка) также бывает причиной нарушения привязанности.

 

5. Сильное влияние на формирование привязанности оказываетвнезапное или болезненное разлучение с родителем (из-за его смерти, болезни или госпитализации и т.д.).

 

6.Частые переезды или перемещения ребенка могут также отразиться на формировании привязанности. Наиболее сложным этот период является для детей старше 5-6 лет. Им трудно представить, что нужно куда-то ехать, они не знают, будет там хорошо или плохо, чем будет их жизнь на новом месте.

Пути преодоления нарушений привязанности

1. Формирование адекватной картины семьи.

 

2. Формирование доверия к миру.

Для многих детей, взятых из детских учреждений, сложно установить доверительные отношения со взрослыми. И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений.

Основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:

* всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

* всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

* всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;

* всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.

 

Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды. Ребенку необходимо время, чтобы понять: чего можно ожидать от взрослых и выработать способы позитивного взаимодействия с ними.

 

Попадая в приемную семью, ребенок испытывает потребность в информации:

* кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;

* что я могу ожидать от них;

* смогу ли я встретиться с теми, с кем я жил раньше;

* кто будет принимать решения о моем будущем.

 

В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком.

Не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакт, однако, можно предложить некоторые игры, направленные на развитие этого контакта.

 

3. Методы: игротерапия (проигрывание различных ситуаций с игрушками), арттерапия, сказкотерапия (сочинение терапевтических историй.)

 

4. Консультация специалистов (невропатолога, психолога).

Невропатолог может помочь отделить проблемы, связанные с адаптацией ребенка в семье, с формированием привязанности, от проблем связанных, например, с повышенной возбудимостью. Психолог может оценить уровень развития ребенка, предположить, какие проблемы в поведении и развитии ребенка связаны с депривацией, например, может предложить пути решения этих проблем, которые могут включать дальнейшие занятия с ребенком, может помочь вам выстроить вашу линию поведения в отношениях с ребенком.

Социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда» Л.А. Новикова