Целевая модель наставничества
Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
и этапы реализации программы наставничества
Целевая модель наставничества– это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества.
Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит передавать знания и формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.
Форма наставничества – это способ организации работы наставнической группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью.
Этапы реализации целевой программы наставничества
1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:
· определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
· назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
· фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
· обеспечить нормативно-правовое сопровождение.
2-й этап– отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
· желание наставника участвовать в программе;
· профессиональный опыт;
· развитые компетенции, навыки коммуникации;
· ресурс времени;
· положительный жизненный, профессиональный опыт;
· соответствие запросам наставляемых;
· активная гражданская позиция;
· мотивация.
3-й этап – формирование банка наставников
Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:
· обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
· педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
· родители/опекуны обучающихся;
· участники родительских советов с выраженной гражданской позицией.
4-й этап– формирование банка наставляемых:
· информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы;
· организовать сбор данных о наставляемых.
Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.
5-й этап – организация работы
Обязательные образовательные процедуры:
· оформление нормативно-правовых документов;
· определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач группы;
· предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
· организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
· формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
· групповая встреча наставника и наставляемых;
· проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.
6-й этап– завершение программы
Основные задачи этапа:
· представление результатов работы конкретной пары/группы;
· сбор обратной связи от участников программы;
· организация и проведение финального мероприятия;
· награждение лучших наставнических групп;
· формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.
2023 ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Президент Российской Федерации:
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год-год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского – будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам. Будет Год учителя, Год педагога. То, какой должна быть современная школа: ее инфраструктура, оснащение, уровень обучения, организация внешкольного образования, кружков, спортивных секций, – все это важно. Здесь важен не только труд учителя, но и участие самих учеников и, безусловно, родителей. Потому что только общее дела могут создать школу, в которой интересно учиться, которая притягательна своими возможностями в раскрытии таланта ребят, в подготовке их ко взрослой жизни».
Информационно-аналитическая справка о внедрении системы наставничества в МБОУС(К)ОШ "Надежда" в 2022-2023 году (PDF, 1.8 Мб)
Приказ №310 от 30.12.2022 "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников" (PDF, 0.5 Мб)
Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУС(К)ОШ «Надежда» (PDF, 0.8 Мб)
Приказ №297 от 28.12.2022 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий Года педагога и наставника " (PDF, 0.3 Мб)
План мероприятий в рамках реализации Года педагога и наставника России в 2023 году в МБОУС(К) ОШ «Надежда» г. Симферополя (PDF, 0.4 Мб)
Приказ №311 от 30.12.2022 "О закреплении наставнических пар "наставник-наставляемый" (PDF, 0.5 Мб)