Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

 


 

Примеры игровых мероприятий по функциональной грамотности - открыть.

 


 

Методические материалы по функциональной грамотности - открыть.

Методические материалы разработаны АО "ПАКК" по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"

 


Неделя естественно-научной грамотности и глобальных компетенций

Неделя естественно-научной грамотности и глобальных компетенций. Отчёт. - ОТКРЫТЬ


Неделя математической и финансовой грамотности

Неделя математической и финансовой грамотности. Отчёт. - ОТКРЫТЬ


Онлайн-уроки по финансовой грамотности

В октябре 2023 года учащиеся 8 и 5 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы».


Онлайн-уроки по финансовой грамотности

В октябре 2023 года учащиеся 8 и 5 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы».


Онлайн-уроки по финансовой грамотности

В сентябре 2023 года учащиеся 8 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «С деньгами на «ты» или зачем быть финансово грамотным?», также приняли участие в Дол-игре «ФинИгра».


Всероссийская неделя финансовой грамотности

С 27 марта по 31 марта 2023 года в МБОУС(К)ОШ «Надежда» прошли мероприятия, посвящённые Всероссийской неделе финансовой грамотности.

Цель проведения мероприятия:

- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также финансовые отношения.

Уроки, викторины, игры, лекции по финансовой грамотности, проведенные в рамках недели, способствовали повышению мотивации обучающихся к стремлению быть более осведомленными в вопросах разнообразия мира финансовых услуг.

В тематических мероприятиях приняли участие ученики младшего, среднего и старшего звена. В рамках этой недели в школе прошли мероприятия:

- классные часы на тему «Урок финансовой грамотности»,

- встреча с представителем Генбанка,  конкурс творческих работ (загадки, рисунки, кроссворды),

- игры «Знатоки финансовой грамотности», «Финансовые ребусы», 

- викторины «Экономические загадки», «Проверь свою финансовую грамотность».

Также учащиеся 7-8 классов приняли участие в марафоне «ФинЗОЖ Фест- 2023».


Для информации и работы по финансовой грамотности

Материалы ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей":

Комикс по финансовой грамотности (возраст 12+)

Викторина по финансовой грамотности

 


Методическое объединение - «Что такое функциональная грамотность?»

Функциональная грамотность— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

17 февраля 2023 года в МБОУС(К)ОШ «Надежда» руководители методических объединений «Естественно-научного цикла», «Социально-гуманитарного цикла», «Художественно-эстетического цикла, физической культуры и технологии» и «Классных руководителей» провели заседания МО по теме: «Что такое функциональная грамотность?».

Заседания проводились с целью совершенствования методической компетентности учителей в формировании функциональной грамотности современного школьника.

Обозначенная тема заседаний актуальна, их содержание позволило восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности, обновить форматы методического сопровождения педагогов.

Опыт работы школы утвердил устойчивое понимание, что осуществлять движение по формированию функциональной грамотности в школе нужно более интенсивно. Любой современный урок должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.


Онлайн-уроки по финансовой грамотности

В феврале 2023 года учащиеся 7-8 классов приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Зачем нужна страховка и от чего она защитит?», «Вклады: как сохранить и приумножить», также приняли участие в Дол-игре «Финансовая безопасность». 


Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

С 1 по 15 декабря текущего года проходит пятый ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, который организован Банком России совместно с Агентством стратегических инициатив.

Любой желающий, начиная со школьников младших классов может принять участие во Всероссийском онлайн-зачете. Есть возможность пройти зачет всей семьей. Те, кто успешно пройдут зачет, получат именной сертификат.

Подробности участия доступны на сайте проекта https://finzachet.ru/ при сканировании QR-кода.


Онлайн-урок по финансовой грамотности «Личный финансовый план. Путь к достижению цели»

В ноябре 2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Личный финансовый план. Путь к достижению цели», также приняли участие в Дол-игре «Финансовая безопасность».


Родительское собрание

Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.

Именно этот вопрос и стал темой встречи с родителями на общешкольном собрании 25 ноября 2022 года.


Отчёт о неделе математики и финансовой грамотности

В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели математики и информатики для учащихся 5-9 классов. В этом году в рамках предметной недели была введена новая традиция. С 14 ноября 2022 по 18 ноября 2022 года проходила неделя математической и финансовой грамотности..

Цели предметной недели:

- повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

- воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.

Задачи предметной недели:

- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;

- вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;

- выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.

Этапы проведения недели

Подготовительный этап.

1. Утверждение плана проведения предметной недели на заседании МО.

2. Определение основных мероприятий, их форм содержания.

 Основные итоги предметной недели.

Подробнее: Отчёт о неделе математики и финансовой грамотности


Отчёт о неделе читательской грамотности

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

В рамках реализации плана мероприятий по функциональной грамотности с 7 по 11 ноября  в школе прошла Неделя читательской грамотности и креативного мышления с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формируемых  в ходе реализации  федеральных государственных образовательных стандартов: развитие основ читательской грамотности, совершенствования навыков работы с информацией, формирования универсальных учебных действий, а также  для повышения профессиональной компетентности учителя.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• вовлечь обучающихся в самостоятельную метапредметную деятельность;
• повысить мотивацию к изучаемым учебным дисциплинам;
• сформировать банк заданий для повышения уровня читательской грамотности.

В рамках Недели провели с  учащимися 1-9 классов различные мероприятия: конкурсы, викторины, игры и мониторинг уровня функциональной грамостности.

Хотелось бы отметить, что для решения  задачи в реальной жизни, мы обращаемся либо к шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того, чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всему этому можно и нужно учить детей — в школе и дома.

Читательская грамотность - это способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Что же понимают под Креативным мышлением? Это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. а ещё это способность критически осмысливать и совершенствовать свои разработки.


Онлайн-урок "Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве". Дол-игра "Личные финансы"

В октябре  2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Как защититься от кибермошенничества.

Правила безопасности в киберпространстве.», также приняли участие в Дол-игре «Личные финансы».

Данные мероприятия пробуждают у школьников интерес к финансовым знаниям за счёт нестандартной формы проведения, помогают сформировать убежденность в том, что финансовая грамотность - основа финансового благополучия.


Онлайн-урок по финансовой грамотности

В сентябре 2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы». Данные мероприятия пробуждают у школьников интерес к финансовым знаниям за счёт нестандартной формы проведения, помогают сформировать убежденность в том, что финансовая грамотность - основа финансового благополучия. 


Уроки по финансовой грамотности, посвящённые празднованию 220-летия с момента основания Минфина России

В сентябре 2022 года среди учащихся 1-11 классов МБОУС(К)ОШ «Надежда» были проведены открытые уроки по финансовой грамотности в связи с празднованием 220- летия с момента основания Минфина России. Уроки финансовой грамотности способствуют финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности учащихся.


Мероприятие ФинЗОЖ Фест

 

С 4 по 10 апреля в России прошел ежегодный образовательный фестиваль по повышению финансовой грамотности ФинЗОЖ Фест для школьников.

Мероприятие ФинЗОЖ Фест помогает детям и молодым людям получить практические навыки управления карманными деньгами и научиться отвечать за личный бюджет по-взрослому.

Ученик 6 класса, Баранский Сергей, принял участие во Всероссийской Неделе финансовой грамотности для детей и молодёжи 2022 г. 


Тематические уроки по направлению «Финансовая безопасность»

В апреле 2022 года среди учащихся 1-11 классов МБОУС(К)ОШ "Надежда" были проведены уроки на тему «Финансовая безопасность». Цель данного мероприятия - создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о финансовой грамотности и основных правилах финансовой безопасности.