Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся
Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире активный словарь ребенка, тем легче пополняется пассивный словарь, а из пассивного словаря слова значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и шире над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Очень важным является в работе над многозначностью при разграничении значений слова учитывать контекст, конкретное словоупотребление.
Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Ознакомление учащихся с многозначными словами происходит постепенно, в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с многозначными словами, выделяя разные значения одного и того же слова.
Упражнения для занятий дома.
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли.
Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.
Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.
аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.
автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.
вторник, среда, четверг, пятница.
На следующем этапе важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.
Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.
В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.
Взвиться в небо. Победить врага. Стрекотать в роще. Вертеться за партой.
На колхозных полях кипит работа. В самоваре кипит вода.
Холодный день, холодный взгляд, гибкий прут, гибкий ум, горячий чай, горячий характер…
Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьёшь рубашку? Какая стрелка не показывает время? Какой ручкой нельзя писать?
В дальнейшем работа продолжается на уровне текста, где определяются и сравниваются лексические значения слов.