Дисграфия. Дизорфография. Дислексия
(для учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня)
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Процесс письма представляет собой ряд операций:
-определить последовательность звуков в слове;
-уточнить звуки и перевести их фонемы. (процесс перевода звука в фонему протекает при участии артикуляции, т.е. создании артикулемы).
-соотнести выделенный звук с определенным образом буквы (т.е. перевести в графему);
-воспроизвести с помощью движений руки букву (перевод графемы в кинему).
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то возникает дисграфия (от греческого «графо» — письмо).
Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.
Выделяются следующие виды дисграфии:
-акустическая,
-артикуляторно-акустическая,
-дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза,
- оптическая
- аграмматическая дисграфии.
Классификация дисграфических ошибок.
Акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, и-т, ц-с).
Характерные ошибки:
-неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «зорна», «гризун»);
-замены гласных в ударном положении: о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»);
-замены парных согласных (полка – «болка», доска – «досга»);
-смешение букв, обозначающих далекие артикуляторно и акустически звуки (л-к, б-в, п-н).
Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Ребенок пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Характерные ошибки:
-смешения звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере, портфель — портвель);
-твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом);
-замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники); аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок); заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука; сонорных согласных (класив, корабрики); гласных букв (цветоми, тарилками); согласных по способу образования (п-к, с-х, т-к); согласных по месту образования (п-м, т-н, н-л).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.
Характерные ошибки:
-пропуски,
-недописывания,
-вставки,
-перестановки,
-застревания и опережения букв,
- слияние слов. (эти ошибки проявляются на уровне предложения, слова, слога).
-пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», зимушка – «зимука», школа — «кола»);
-пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
-перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»; снежным ковром — «снежным корвом», чудесные – «чуседные», отцвели – «отцевли»);
-пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката») и слов;
-недописывание окончаний слов (чере – через, на ветка – на ветках).
-добавление букв (таскали — «тасакали», декабрь – «декабарь», девчонки –«девочонки»);
-застревания: согласных: стебелёл, магазим; гласных: аавгуст; слогов: словновно;
-опережения согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкие; деверья – «деревья», родмыми – «родными»);
-слитное написание слов с недописыванием окончания (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима; идет дождь — «идедошь»);
-слитное написание предлога со словом(ваквариуме; в доме — «вдоме»);
-раздельное написание приставок или частей корня (на ступила, в зяла, подороге);
-раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабезаратет ока»);
-нарушение или отсутствие границ предложения.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Характерные ошибки :
-замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—щ, б — д);
-замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и—ш, п—т, х—ж, л—м);
-зеркальное написание букв (е – з, У – Ч, Э – Е);
-обратный порядок написания слов (уже – ежу, он –но);
-недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);
-пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу),
-лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Характерные ошибки:
-искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);
-изменении падежных окончаний («много деревов»);
-нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
-изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);
-нарушении согласования («бела дом»);
-пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»);
-нарушение последовательности слов в предложении (Леса из вернулись дети);
-пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).
Дизорфография. Виды дизорфографии.
Дизорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.
Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на формирование познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.
Симптомы дизорфографии:
Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово” и некоторые другие;
Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;
Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
Самопроверка не дает положительных результатов.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.