Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Консультация для педагогов: "Дисграфия. Дизорфография. Дислексия"

Дисграфия. Дизорфография. Дислексия

(для учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня)

Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Процесс письма представляет собой ряд операций:

-определить последовательность звуков в слове;

-уточнить звуки и перевести их фонемы. (процесс перевода звука в фонему протекает при участии артикуляции, т.е. создании артикулемы).

-соотнести выделенный звук с определенным образом буквы (т.е. перевести в графему);

-воспроизвести с помощью движений руки букву (перевод графемы в кинему).

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, пространственных представлениях, то возникает дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия – специфическое и стойкое нарушение процесса письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов, обеспечивающих письмо.

Выделяются следующие виды дисграфии:

-акустическая,

-артикуляторно-акустическая,

-дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза,

- оптическая

- аграмматическая дисграфии.

Классификация дисграфических ошибок.

Акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к заменам на письме соответствующих букв. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, и-т, ц-с).

Характерные ошибки:

-неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «зорна», «гризун»);

-замены гласных в ударном положении: о-у (туча — «точа»), е-и (лес — «лис»);

-замены парных согласных (полка – «болка», доска – «досга»);

-смешение букв, обозначающих далекие артикуляторно и акустически звуки (л-к, б-в, п-н).

Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Ребенок пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Характерные ошибки:

-смешения звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой–кладкой, озере – осере, портфель — портвель);

-твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв по вертикали: (стебелок, радом);

-замены и смешения свистящих и шипящих (чудешный, подснезники); аффрикатов и их компонентов: (расчвели, цудесные, светок); заднеязычных согласных (к-х, г-х): прибехают, черемука; сонорных согласных (класив, корабрики); гласных букв (цветоми, тарилками); согласных по способу образования (п-к, с-х, т-к); согласных по месту образования (п-м, т-н, н-л).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Причина этого вида дисграфии в том, что ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке речи выделить отдельные слова и затем разделить их на слоги и звуки.

Характерные ошибки:

-пропуски,

-недописывания,

-вставки,

-перестановки,

-застревания и опережения букв,

- слияние слов. (эти ошибки проявляются на уровне предложения, слова, слога).

-пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», зимушка – «зимука», школа — «кола»);

-пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);

-перестановка букв (тропа — «прота», окно — «коно»; снежным ковром — «снежным корвом», чудесные – «чуседные», отцвели – «отцевли»);

-пропуски, добавления, перестановки слогов (комната — «кота», стакан — «ката») и слов;

-недописывание окончаний слов (чере – через, на ветка – на ветках).

-добавление букв (таскали — «тасакали», декабрь – «декабарь», девчонки –«девочонки»);

-застревания: согласных: стебелёл, магазим; гласных: аавгуст; слогов: словновно;

-опережения согласных: с лесной вместо к лесной, из звонкие вместо их звонкие; деверья – «деревья», родмыми – «родными»);

-слитное написание слов с недописыванием окончания (стротгрк – строим горку, нступзм – наступила зима; идет дождь — «идедошь»);

-слитное написание предлога со словом(ваквариуме; в доме — «вдоме»);

-раздельное написание приставок или частей корня (на ступила, в зяла, подороге);

-раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабезаратет ока»);

-нарушение или отсутствие границ предложения.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Характерные ошибки :

-замены графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—щ, б — д);

-замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (и—ш, п—т, х—ж, л—м);

-зеркальное написание букв (е – з, У – Ч, Э – Е);

-обратный порядок написания слов (уже – ежу, он –но);

-недописывание элементов букв (п – р, и – у, е – ё, и — й);

-пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-оу),

-лишние (ш-ии, н — к), и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп).

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

Характерные ошибки:

-искажениях морфологической структуры слова, замене приставок и суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);

-изменении падежных окончаний («много деревов»);

-нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);

-изменении падежа местоимений (около него — «около ним»), числа существительных («дети бежит»);

-нарушении согласования («бела дом»);

-пропусках и заменах предлогов (улетают в тёплые края — «улетают тёплые края»);

-нарушение последовательности слов в предложении (Леса из вернулись дети);

-пропуск членов предложения (Бабочка над цветком).

Дизорфография. Виды дизорфографии.

Дизорфография — стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.

В исследованиях, посвящённых проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать ДИЗОРФОГРАФИЕЙ.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на формирование познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Симптомы дизорфографии:

Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово” и некоторые другие;

Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме;

Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;

Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;

Неверные примеры слов на пройденные орфограммы;

Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);

Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);

Самопроверка не дает положительных результатов.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).

Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.

Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.