Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ»

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО

Словом я учу, словом я лечу,
Слово наделила я всем тем, чего хочу.
Слову я дала всю свою любовь.
Словом я любить научилась вновь.
Словом я смогла выразить мечты:
Для меня оно – символ красоты.
И не важно, стынет иль горит, как жар,
Слово, только слово – мой бесценный дар.

Чем больше человек познаёт окружающий мир, тем больше он открывает в нём нового, и всё новое, соответственно, называет словами. Весь познанный мир, таким образом, отражается в словарном составе языка, сведения о котором изучаются на уроках русского языка. Вот тут-то и необходимо учителю проявить свои творческие способности, чтобы не просто донести до ученика программный материал, но и привить детям умение в будущем грамотно и красиво общаться, используя все ресурсы одного из самых богатых в мире языков – русского языка.

Как же добиться достижения поставленной цели предельно легко и занимательно? Этот вопрос заставляет учителя становиться творцом.

Не всегда понятны учащимся термины, пришедшие в русский язык из других языков, не всегда започинаются правила, вызывающие своей непонятностью даже раздражение. А вот когда слово учителя понятно, оно вызывает живой интерес. Потому при изучении любого раздела русского языкознания я использую свои творческие способности.

Правило можно зарифмовать и донести до учащихся в более доступной и образной форме, ведь нет секрета в том, что дети любят стихи и легко воспроизводят их в памяти. Предлагаю вашему вниманию материал, который поможет на уроках русского языка при изучении раздела «Лексикология».

ЛЕКСИКА
Знаем мы наверняка, что такое лексика:
Лексика есть совокупность слов любого языка.

ОМОНИМЫ
Омонимы - это слова-близнецы.
При схожести внешней они, молодцы,
В значеньях своих совершенно различны –
И это для них очень даже привычно.
***
Если волосы сплетают,
Называем их косой.
Часто косы замечают
У девчонок за спиной.
С чем идём мы на покосы,
Назовём косой мы тоже.
Только вовсе эти косы
Друг на друга непохожи.
Земли от берега полоска
Тоже вовсе не причёска,
Но и эта полоса
Называется коса.
Называем мы косой
Зайца, что дрожит от страха.
Может, заяц не слепой,
Но труслив он, бедолага.
Это редкое явленье
Вызывает удивленье.
Всё ж «косой» запомним мы
И назовём «омонимы».

СИНОНИМЫ
Жить можно без скуки, ещё – без тоски:
Друг друга такие слова заменяют.
Различны в звучаньи – по смыслу близки.
Синонимы – так их язык называет.
***
Смотреть, глядеть, взирать, глазеть,
А, может, пялиться слегка.
По смыслу слово рассмотреть
Задача будет нелегка.
Смотреть, глядеть – одно и то же:
По смыслу очень уж похожи.
Свой взгляд нам нужно направлять,
Чтобы кого-то увидать.
Взирать – уж очень необычно,
Для стиля книжного привычно:
Чтобы спокойный взгляд иметь,
Нужно взирать, а не смотреть.
Смотреть и пристально, и долго
Мы тоже можем заменить;
Хоть прозвучат немного колко,
Но можно всё ж употребить
Слова глазеть и пялить глазки,
Что будут сказаны без ласки.
А в целом, все слова подряд
Войдут в синонимичный ряд.

АНТОНИМЫ
День и ночь так не похожи.
Что об этом скажем мы?
Смысл их противоположен,
Ведь они – антонимы.

АРХАИЗМЫ И НЕОЛОГИЗМЫ
Меняется жизнь, и язык вместе с ней
Становится краше, богаче, полней.
Слова, что ушли, назовём архаизмы,
А новые самые – неологизмы.

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА
Ох, и приятно влезть на печь
И слушать бабушкину речь;
Её словечки записать,
И новый свой словарь создать.
Вот в хату бабушка вошла,
Вязёнки с рук она сняла,
Сняла рогач и из печи
Достала быстро куличи.
Всех накормила, а потом
Гутарить стала за столом:
Про ядовитую козюлю,
Что к непослушным лезет в люлю,
Про очень злого бирюка,
Что пострашнее кулака,
Что нынче справный наш пырок
Через плетень свершил прыжок,
За ним и качка полетела,
Но а догнать всё ж не успела.
Что ж, слов, для слуха непривычных,
Услышал много я – отлично!
Словарь особый я создам,
Ему названье тут же дам:
Для нас он с вами будет нов,
Ведь он из диалектных слов.

ЖАРГОНИЗМЫ
А что такое арготизмы?
Да это просто жаргонизмы.
Хоть ограничены они
В употребленьи нашем,
И всё ж для школьников жаргон
Порою очень важен:
- Когда ж хвосты ты сможешь сдать,
Чтоб очень клёвым парнем стать?
- А лучше автомат иметь,
Чтоб ситуацией владеть.
- И чтоб в победном быть венце,
Умей не срезаться в конце,
- Пройдёт всё наулёт тогда,
И будет классно всем всегда!

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛОВА
Есть специальные слова –
Слова оригинальные.
У них своё названье есть:
Они профессиональные.
Слова кларнет, вокал и кварта
Услышим в речи музыканта.
Кабина, кузов, руль, стартёр –
В них разбирается шофёр.
А врач назначит нам компресс
Или лекарства, чтоб снять стресс.
Нужны спортсменам для порядка
И тренировка, и зарядка.
А мы сейчас ученики,
И нам нужны учебники.
Теперь мы знаем, что не сложно
Слова делить на группы можно.
При этом точно нужно знать,
Как в группы их объединять.

МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Устойчивые сочетанья слов
Для речи нашей - ценный клад:
Состав их полностью готов,
У них особый свой разряд.
Их точность, образность твердят,
Что фразеологизмы
Все слышать очень уж хотят,
Хотя они капризны:
Слова в них разрывать нельзя,
Слова в них – целая семья.
Раздельно - смысл они теряют,
А вместе – речь нам украшают.

КТО ИЛИ ЧТО?
Заяц, кот, козёл наплакал?
Кто из них такой несмелый?..
Лиса, кошка иль собака
Чьё-то мясо всё же съела?
А горчичники иль банки,
Или всё-таки припарки
Очень мёртвому важны,
А, быть может, и нужны?..
А душа уходит всё же
В пятки, в ноги иль в колени?..
Ну а сыр качаться может
В масле, в колбасе, в печеньи?..
Кто с рожденья нем как рыба
Или, может, как осёл?..
Кто участник отпущенья?
Волк, медведь или козёл?...
Кто иль что? – решайте сами,
Ведь вы тоже все с усами.
По местам слова расставьте,
Фразеологизм составьте.

Такой языковой материал позволяет не только усвоить теоретический и практический материал, но и разнообразит цели и задачи, которые учитель может поставить перед учащимися. Использовать его можно, поясняя, закрепляя, развивая и даже контролируя знания.