Общая цель профориентационной работы в МБОУС(К)ОШ «Надежда» - это помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации.
Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе, которую проводит педагог-психолог. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя профессионально-трудового обучения, воспитатели ГПД, классные руководители, социальный педагог, школьный библиотекарь.
Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:
Работа в школе строится так, чтобы обучающийся готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.
Профориентационную работу с обучающимися 8-9 классов проводит педагог-психолог. Его цель: формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Реализация данной цели осуществляется через занятия, в содержание которых входит: профессиональная диагностика с использованием диагностических методик; решение проблемно-поисковых задач; работа с документами, заполнение анкет, составление заявлений; анализа вариантов поиска работы; составление обращений к специалистам службы занятости, и др. В содержании занятий так же включена работа по развитию мотивации самопознания, осознанию своих индивидуальных особенностей и их соотнесению с требованиями, предъявляемыми профессиям. Школьным психологом проводятся развивающие консультации - предусматривающие применение активных методов работы в группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.). Цель такой консультации — моделирование профессиональной деятельности, возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, стимулировать интерес к проблеме профессионального выбора.
Целенаправленная профориентационная работа ведется учителями профессионально-трудового обучения: в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся экскурсии на предприятия и общественные места города с целью знакомства, уточнения и расширения знаний учащихся о различных специальностях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.
В школе функционируют творческие кружки: «Техническое моделирование», «Творческая мастерская», где воспитанники закрепляют трудовые навыки, полученные на уроках, развивают фантазию, творчество. Их поделки интересны по содержанию, богаты фантазией, творчеством, выполнены аккуратно и имеют практическую направленность. Работы наших воспитанников выставляются на муниципальных и республиканских выставках-конкурсах прикладного творчества и получают грамоты и дипломы.
Все это способствует, самореализации обучающихся, следовательно, решает задачу профориентации обучающихся с ОВЗ их профессиональное самоопределение и социализацию. Педагоги стараются дать учащихся определённую совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора; воспитать положительное отношение учащихся к различным видам профессиональной общественной деятельности. Популяризировать рабочие профессии.
Мы сталкиваемся с трудностями профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ, вызванными в основном следующими расхождениями:
Организованная работа с муниципальным «Центром занятости населения», согласно совместного договора о нашем сотрудничестве, помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учётом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.
В 2016/2017 учебном году заключен договор о сотрудничестве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Крымский колледж общественного питания и торговли». Представители которого побывали в нашем образовательном учреждении 27.01.17 с интересной информацией для учащихся 8-9 классов.
Заключён договор о сотрудничестве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна». В рамках сотрудничества 03.02.17 наши девятиклассники были на экскурсии в разных профессиональных группах этого учреждения. Почти в каждой из них мы встретили выпускников прошлых лет коррекционной школы «Надежда».
Большой интерес вызвало у подростков приглашение руководства колледжа принять участие в фестивале «Фантазия без границ-2017» на базе Симферопольского колледжа сферы обслуживания и дизайна. Заявка на участие подана, надеемся на успех.
Социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда» Новикова Л.А.