Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Профессиональная ориентация учащихся — тема волнующая нас

Общая цель профориентационной работы в МБОУС(К)ОШ «Надежда» - это помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, преодолении трудностей в социализации и адаптации.

Профессиональная ориентировка обучающихся школы является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. Этим обусловлена необходимость профориентационной работы в школе, которую проводит педагог-психолог. К помощи в выборе будущей профессии подключены учителя профессионально-трудового обучения, воспитатели ГПД, классные руководители, социальный педагог, школьный библиотекарь.

Поставленные цели и задачи реализуется по следующим направлениям:

  • профессиональное просвещение;
  • предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  • профессиональная консультация, нацеленная на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, с учетом психофизических особенностей воспитанников школы;
  • социально-профессиональная адаптация обучающихся;
  • профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Работа в школе строится так, чтобы обучающийся готовился к обоснованному выбору профессии, не завышая своих способностей при её выборе.

Профориентационную работу с обучающимися 8-9 классов проводит педагог-психолог. Его цель: формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Реализация данной цели осуществляется через занятия, в содержание которых входит: профессиональная диагностика с использованием диагностических методик; решение проблемно-поисковых задач; работа с документами, заполнение анкет, составление заявлений; анализа вариантов поиска работы; составление обращений к специалистам службы занятости, и др. В содержании занятий так же включена работа по развитию мотивации самопознания, осознанию своих индивидуальных особенностей и их соотнесению с требованиями, предъявляемыми профессиям. Школьным психологом проводятся развивающие консультации - предусматривающие применение активных методов работы в группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.). Цель такой консультации — моделирование профессиональной деятельности, возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, стимулировать интерес к проблеме профессионального выбора.

Целенаправленная профориентационная работа ведется учителями профессионально-трудового обучения: в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся экскурсии на предприятия и общественные места города с целью знакомства, уточнения и расширения знаний учащихся о различных специальностях, условиях труда и для лучшей социализации, адаптации выпускников.

В школе функционируют творческие кружки: «Техническое моделирование», «Творческая мастерская», где воспитанники закрепляют трудовые навыки, полученные на уроках, развивают фантазию, творчество. Их поделки интересны по содержанию, богаты фантазией, творчеством, выполнены аккуратно и имеют практическую направленность. Работы наших воспитанников выставляются на муниципальных и республиканских выставках-конкурсах прикладного творчества и получают грамоты и дипломы.

Все это способствует, самореализации обучающихся, следовательно, решает задачу профориентации обучающихся с ОВЗ их профессиональное самоопределение и социализацию. Педагоги стараются дать учащихся определённую совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора; воспитать положительное отношение учащихся к различным видам профессиональной общественной деятельности. Популяризировать рабочие профессии.

Мы сталкиваемся с трудностями профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ, вызванными в основном следующими расхождениями:

  • между потребностями общества в кадрах и их личными профессиональными планами; 
  • между профессиональными интересами, склонностями и физическими возможностями и личностными особенностями учащегося с ОВЗ;
  • между профессиональными планами молодого человека и планами его родителей в отношении него.

Организованная работа с муниципальным «Центром занятости населения», согласно совместного договора о нашем сотрудничестве, помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учётом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.

В 2016/2017 учебном году заключен договор о сотрудничестве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Крымский колледж общественного питания и торговли». Представители которого побывали в нашем образовательном учреждении 27.01.17 с интересной информацией для учащихся 8-9 классов.

Заключён договор о сотрудничестве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна». В рамках сотрудничества 03.02.17 наши девятиклассники были на экскурсии в разных профессиональных группах этого учреждения. Почти в каждой из них мы встретили выпускников прошлых лет коррекционной школы «Надежда».

Большой интерес вызвало у подростков приглашение руководства колледжа принять участие в фестивале «Фантазия без границ-2017» на базе Симферопольского колледжа сферы обслуживания и дизайна. Заявка на участие подана, надеемся на успех.

 

Социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда» Новикова Л.А.