Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Рекомендации для родителей

Крымские подростки стали реже идти на преступления

СИМФЕРОПОЛЬ, 12 января 2018г — РИА Новости Крым.

В прошлом году в Крыму на 15% уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Об этом сообщила заместитель председателя Совета министров РК Алла Пашкунова на заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

«В 2017 году удалось снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 15,2%. При этом, как показывает анализ, около 85% выявленных в прошлом году преступлений, совершенных несовершеннолетними, носят имущественный характер», — цитирует Пашкунову пресс-служба Совмина.

В то же время в крымском управлении Следкома рассказали, что за 11 месяцев 2017 года возбудили 362 уголовных дела по преступлениям, совершенных в отношении несовершеннолетних. Основная их часть — уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности.

По данным ведомства, на сегодняшний день в Крыму на учетах в МВД, образовательных организациях и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 1590 человек.

Рекомендации для родителей пятиклассников

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.

  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Известный педагог и психолог С. Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

Правила эти просты:

  • Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.

  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.

  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

  • Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

  • Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ СВОЕГО РЕБЕНКА.

Ваш ребенок пошел в школу. Теперь Вам предстоит входить в кон­такт с учителем, пока одним, но пройдет немного времени и учителей будет много. Вы, конечно, волнуетесь, часто про себя думаете, как эти отношения сложатся, что важно, а чего следует избегать. Мы понима­ем Вас. Ведь еще когда Вы сами ходили в школу, то Ваши отношения были разными, поэтому и сегодня, имея сына (дочь) школьников, вы об одних учителях вспоминаете с теплотой и трогательностью, благо­дарностью и уважением, а воспоминания о других огорчают, и появля­ется тревога за своего ребенка.

Давайте попробуем самоопределиться в отношениях с учителями. А для этого представим: чего бы Вам больше всего хотелось, а чего бы Вы избегали, если бы были учителем. Это одна сторона. Другая — Вы родитель, значит, у Вас есть свои пожелания относительно своего об­щения с педагогами. Если все это соединить, то и появятся "советы": как строить отношения с учителями своего ребенка.

1. Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педаго­гов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.

2. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.

3. Не забывайте, что до 95 % педагогов - женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.

4. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его оза­боченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответ­ственности, которую он несет на себе.

5. Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.

6. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон:

это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.

7. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в ус­тановлении контакта.

8. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь: почему нет изменений?

9. Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно конт­ролировать, представьте себя на месте учителя.

10. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, откро­венно скажите об этом педагогу: вместе будет легче в них разобраться.

11. Не рассчитывайте, что Ваши проблемы решит учитель: Вы смо­жете решить их только сами. Но прислушайтесь к рекомендациям учи­теля, сравните его точку зрения со своей, и Вы всегда найдете выход.

12. Помните, что воспитание не может быть успешным, если меж­ду учителями и родителями плохие отношения.

13. Если Вы считаете, что педагог Вас не понимает, задумайтесь, почему это происходит, и как Вы можете изменить ситуацию?

14. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь учителям. Это повысит Ваш ав­торитет не только в. школе, но и в глазах собственного ребенка.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕБНЫХ ДЕЛАХ

Наиболее часто предметом обсуждения педагогов и родителей явля­ются вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. Как правило, в рассмотрении всего спектра проблем, возникающих в про­цессе обучения, доминирует мнение педагога: он делает первоначаль­ное заключение о причинах, приводит аргументы в пользу своей точки зрения, предлагает родителям принять соответствующие меры, дает рекомендации по преодолению неуспеваемости.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, возникающих в связи с проблемой снижения успеваемости:отсутствует близость позиций учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости, т.е. они по-разному определя­ют ее происхождение, что снижает эффективность их усилий.

Обра­тимся к важной посылке: специалистами выявлены следующие осо­бенности в диагностике причин неуспеваемости школьниками, учите­лями и родителями:

Учащиеся объясняют ее наличием:плохой памяти, слабого внимания, неумения сосредоточиться, т.е. индивидуальными особенностями; сложности учебной программы отдельных предметов школьного курса; профессиональной некомпетентности учителей.

Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.;родители плохо помогают детям в учебе; слишком сложные программы обучения.

Родители называют такие причины: недоступность программы, ее сложность;высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее их отсутствие. Таким образом, расхождения возникают сразу, на стадии определе­ния причин неуспеваемости. Это требует коррекции с целью их адек­ватного определения.

Рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожелания­ми, не учитывает индивидуальные и психологические особенности де­тей и родителей, дает примерно такие советы:

- надо больше заниматься с ребенком дома;

 -бороться с его ленью;

- усилить контроль за выполнением учебных задании;

- запретить ему посещать секцию, заниматься тем, что отвлекает от уроков;

- запретить дружить с... так как он (она) плохо влияет на Вашего(у) сына (дочь);

- приходите на уроки в школу, и все увидите сами;

- наймите репетитора и т.д.

Общий характер таких рекомендаций, порой невысокая их эффективность являются причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей в гении трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватность, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают у, а мешают, подрывают его здоровье и психику, снижают и без высокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоя­тельность.

Безусловно, родители должны обращать внимание на то, как дети. Но какую конкретную помощь они могут оказать, чтобы дети успевали, проявляли заинтересованность и ответственность, является проблемой. Так, некоторые родители могут сами заниматься с детьми, помогать им в решении задач, написании сочинений и других видов заданий, контролировать выполнение домашних работ, но тогда возникает вопрос о самостоятельности в учебе, и как долго родители смогут помогать ребенку?

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх визирует его деятельность.

3.Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90 % основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10 %.

4. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте ее осуществить, поощряйте ее выполнение.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность найти выход, решение, совершить поступок.

6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочи­тают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рас­сказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказы­вает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присут­ствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет по­высится.

10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаб­людайте за особен- ностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, ачто дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.

11.Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавай­те атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебни­кам, делам и т.п.

12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируй­те деятельность учителя.

14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошиб­ки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое посте­пенно станет самоконтролем.

15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обуче­ния, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не доволь­ны им. Будьте, уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.

Рекомендации социального педагога для родителей первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Проявите заботу о здоровье и безопасности ваших детей, оберегая их от вредных привычек.

4. Заботьтесь о выполнении вашими детьми домашнего задания с учетом санитарно-гигиенических норм.

5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

6. Обеспечьте своевременное прибытие вашего ребенка в школу не менее чем за 10 минут до начала занятий, т.к. регулярные опоздания мешают учебному процессу.

7. Помните, что учащиеся не должны приносить в школу предметы, не имеющие отношения к учебному процессу.

8. Не беспокойте детей звонками по сотовым телефонам во время уроков.

9. Заботьтесь о регулярном посещении вашими детьми уроков и не допускайте необоснованных пропусков.

10. Контролируйте успеваемость ваших детей, ежедневно проверяйте дневник.

11. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

12. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите то, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить мотивацию к обучению, и интеллектуальные достижения человека.

13. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу, логопеду.

14. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек авторитетней, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

15. Принимайте активное участие в работе родительского собрания и родительского комитета.

16. Выступайте с предложениями об улучшении работы школы.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЖЁТ!

Легко сказать, что врать – плохо. Но хотели бы Вы, чтобы о Вас говорили только правду?

Прямолинейность не всегда и не всеми приветствуется. Тем не менее, ужасно почувствовать себя преданным, когда узнаешь или подозреваешь, что ребенок тебя обманул. Кажется, что тон стал врагом тебе. Но на самом деле это не так просто. Ложь детей, мешает нам быть такими какими (по их мнению) следует быть родителям. Выясняется, что прошли те дни, когда родители могли знать все, руководить жизнью ребенка в полном объеме. Теперь нам приходится жить в некоторой неуверенности, доверие ребенка отныне приходится завоевывать.

Первое о чем следует задуматься родителям, обеспокоенным ложью ребенка, - насколько честны они сами. Ложь, по незначительным бытовым обстоятельствам для самих взрослых проходит не замеченной. Но дети, менее искушенные в житейских проблемах, склонны расценивать ее как настоящий образец для подражания. Дети, как губки, впитывают все. Что видят и слышат. К тому же им порой приходится уличать родителей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Ты действительно торопишься и собираешься уходить?»

Однако, неблаговидное поведение родителей – лишь одна из объясняющих, почему одни дети лгут больше, чем другие. Это зависит от характера ребенка, особенности его личности, круга общения.

Иногда родители подозревают, что ребенок лжет, даже когда он говорит правду. Когда не доверяют ребенку, говорящему правду, ущерб может быть особенно велик.

Существует много видов лжи, как впрочем, и правды. Причины по которым дети лгут, простираются от стремления избежать наказания, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Можно различить виды лжи и рассмотреть мотивы, которыми руководствуется ребенок, предпочитая пойти на обман.

Виды лжи:

  • Ложь – тактичность. Например: «Жаркое великолепно!» - и отставили подальше тарелку.

  • Ложь – умолчание. Легче скрывать правду, нежели произнести ее. Не надо обдумывать подробности и аргументировать свое высказывание. Умолчание не заслуживает большого оправдания.

  • Неприкрытое вранье.

  • «Оправданная» ложь. Теологи и философы на протяжении долгого времени спорили, любая ли ложь одинакова греховна. Было установлено, что допустимой считается ложь, направленная на защиту других людей. И большинство из нас ее оправдывают.

  • «Недопустимая» ложь. Это ложь, причиняющая людям вред или с целью получения исключительно личной выгоды.

  • Ложь – «жульничество». Например, занижение доходов, завышение оценок за контрольные, измена супругу и т.д.

Вырастить ребенка честным, заслуживающим доверие сегодня куда тяжелее, чем нашим родителям.

Причины детской лжи:

  1. стремление избежать наказания (защита себя)

  2. Страх унижения (защита внутреннего мира)

  3. Страх оказаться «доносчиком» (с целью защиты товарища)

  4. Хвастовство, преувеличение (с целью быть более интересным и привлекательным)

  5. Предотвращение вмешательства в личную жизнь.

  6. Ради проверки «собственной силы» (это своеобразная «игра» - бросить вызов чужой власти. Способность ввести в заблуждение взрослого позволяет ощутить свое преимущество.

  7. Сокрытие неприятной информации

  8. стремление получить нечто, чего иначе не получишь.

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные причины имеют наибольшее распространение, если судить по анкетам родителей, учителей, исследователей. Ни одна из перечисленных причин не является исключительно детской, все они встречаются и у взрослых.

Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только тем, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских обязанностей. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях.

Ложь подчеркивает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых правил. Становясь хронической, ложь может выступать признаком беды, какого-то нарушения в жизни ребенка или семьи. Если не принять мер, постоянная ложь приведет к серьезным проблемам в старшем возрасте.

Узнав, что ребенок нас обманул и это едва не сошло ему с рук, мы сталкиваемся с утратой собственной власти. Мы больше не можем быть уверенны в том, что знаем все, что нам нужно знать. Но мы во что бы то ни стало должны знать, что наши дети чувствуют, чего они хотят и что замышляют, поскольку их существование полностью зависит от нас. Ребенок растет, и мы перестаем быть центром его вселенной, единственным источником информации и средством выживания. Ложь утверждает ребенка в его правах. В праве на личную жизнь. В праве бросить нам вызов самому решать, что станет и что не станет достоянием гласности.

Перестанут ли дети лгать нам зависит от того, как сильно их ругали и удалось ли ложь раскрыть. Дети уже поняли, что можно и не попасться. Честность детей зависит в какой-то мере от того, какие мы родители: понимающие или нетерпеливые, доверяющие или подозрительные, справедливые или жестокие. Озабочены ли мы слишком своей жизнью и карьерой, достаточно ли мы уделяем внимания детям. Знают ли дети, что нам небезразлично как они себя ведут? Усвоил ли наш ребенок, почему важна честность? Демонстрируем ли мы ее сами? Сколько усилий мы приложили, чтобы сформировать у ребенка моральные ценности?

Что делать если мы заподозрили ребенка во лжи?

Самое главное попытаться не реагировать в раздражении. Попытаться понять, почему стала возможной ложь, каковы ее мотивы. Понимание происходящего, возможно, позволит вам обсудить все с ребенком, предоставить ему возможность быть честным и устранить причину обмана.

Часто от нас требуется не более чем просто смириться с тем, что ребенок совершил нехороший поступок. Постарайтесь взглянуть на мир ребенка его глазами. Побудьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать. Вспомните свой детский опыт и переживания, когда вы демонстрировали отказ от принятых вами моральных правил. По мере взросления ребенка это воплотиться в готовность обсуждать и совместно выявлять общие жизненные правила вашей семьи.

Это вовсе не означает, что вы иной раз не рассердитесь на своего ребенка. Дети порой совершают дурные поступки, способные кого угодно вывести из себя. И они сами это знают! Но даже тогда, когда ребенок совершил очень скверное, к родительскому осуждению должно прилагаться сочувствие. Надо стараться не унижать ребенка.

Дурной поступок и обман достойны наказания, но они достойны и прощения.

Памятка для родителей

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

- слушайте своего ребенка;

- проводите вместе с ним как можно больше времени;

- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем одновременно.

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

- не прикасайтесь к ребенку;

- лучше уйдите в другую комнату;

- отложите совместные дела с ребенком (если это возможно); избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

З. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Прямо говорите детям о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я сообщение», вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

- «Извини, Я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим».

- «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате».

- «Извини, Я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе»,

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Памятка для родителей по воспитанию культурного поведения

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

Э. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиняться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: 
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.; 
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.; 
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятии, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п. 

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п. 

3. Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. 

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их. 

5. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями. 

6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении. 

7. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает. 

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. 

9. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника. 

10. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам. 

11. Помните, что по научно обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 часов, 7-8 — до 3, 8-9-х классов — до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребенок на домашнюю работу. Помогайте придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе. 

12. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АБИТУРИЕНТОВ.

• Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации. 

• Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, 

• Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам. 

• Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Если Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам. 

• Ребенок может сам выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы. 

• Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

ЦЕНТР МОНИТОРИНГА РИСКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АСОУ ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ

Как понять, что общение вашего ребенка в социальной сети становится небезопасным: сигналы тревоги?

Рекомендации для родителей

Проявление перечисленных ниже признаков нужно рассматривать комплексно, исходя из контекста ситуации. Однако и каждый из них сам по себе может свидетельствовать о проблемах в самых разных сферах жизни ребенка.

  1. Резкие изменения в поведении.

  • в круге общения (мало общается с прежними друзьями и много – с новыми, «виртуальными», часто - старше его, с резко отличными от его интересами). О своих новых друзьях ребенок рассказывает либо очень лаконично, в резкой манере, либо вообще отказывается обсуждать и, тем более, знакомить их с родителями.

  • в доминирующих интересах ребенка: основными темами для чтения, обсуждения и творчества (книги, музыка, сайты и т.п.) становятся темы смерти, суицида, самоистязания, похудения, деструктивного поведения, которые могут проявляться намеками, мрачными метафорами; равнодушие к любимым ранее видам досуга

  • в манере одеваться

  • самоизоляция

  • скрытность

  • эпатажность (Эпата́ж (фр.épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания). 

  • тенденция к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены

  • употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики)

  • снижение повседневной активности (стремительное ухудшение школьной успеваемости, прогулы учебных занятий, неразговорчивость)

  1. Резкие изменения в эмоциональном состоянии

  • внезапно возросшая тревожность

  • внезапная чрезмерная замкнутость,

  • депрессивное настроение, склонность к меланхолии

  • чрезмерная плаксивость

  • резкие перепады настроения

  • крайняя импульсивность

  • выражение вербальной (словесной) агрессии (конфликты с одноклассниками, в семье и т.п.)

  • выражение физической агрессии, направленной на окружающих (драки с родственниками, сверстниками) или на себя самого («селфхармы» - порезы кожи рук, ног, живота, проколы разных участков тела)

  1. Языковые индикаторы:

  • Ослабление / исчезновение из активного лексикона ребенка слов, характеризующих радостные переживания

  • Замедленный темп речи, заполнение речевых пауз вздохами, монотонность интонаций речи

  • Высказывания, оговорки / незавершенные мысли, отражающие негативные тенденции

  • Метафоры, обобщающие фразы, содержащие псевдо философские рассуждения, а также иносказательные и многозначные афоризмы.

  • Высказывание мыслей о своей ненужности, бессмысленности существования, своем одиночестве

  1. Ребенок состоит в группе, распространяющей подозрительный или негативный контент на темы курения, употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, ненависти к определенным социальным группам или национальностям, насилия, жестокости, совершения суицида, похудения, вовлечения в противозаконную деятельность (мошенничество, экстремизм).

  2. Ребенок проводит в социальной сети настолько много времени, что даже пренебрегает ежедневными делами: едой, сном, учебой.

  3. На его «аватарке» (фотографии профиля в социальной сети) могут появляться мрачные фотографии, кровь, акты насилия и жестокости.

  4. На странице его аккаунта в социальной сети демонстрируются фото-, видео- или текстовые материалы, содержащие негативный контент.

  5. Негативная, тревожная реакция ребенка на звук получения нового сообщения по электронной почте, в социальной сети, посредством мессенджеров и др.

Рекомендации по профилактике возможных негативных последствий общения ребенка в социальной сети

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребенком: честный, открытый и доброжелательный диалог на равных со значимым взрослым - самое эффективное средство обеспечения безопасности маленького человека в современном, быстро меняющемся мире.

  2. Проявляйте понимание, поддержку и помощь при появлении проблем. Пусть ребенок будет уверен в том, что вы рядом и не будете ругать его за совершенные ошибки. Поделитесь с ребенком своими сомнениями, страхами в этой ситуации, объясните свое состояние, приведите примеры из личного жизненного опыта.

  3. Обсуждайте с ребенком сложные для понимания темы (в том числе тему жизни и смерти), последствия совершаемых поступков и возможную их необратимость. Делайте это тактично, аккуратно, но откровенно.

  4. Учите ребенка говорить «нет» в ответ на неприятные и нежелательные для него просьбы или предложения. Необходимо научиться оценивать их нравственный вес.

  5. Относитесь серьезно и внимательно к угрозам ребенка и высказываниям суицидального характера. Не игнорируйте и не насмехайтесь над ними, даже если угрозы кажутся Вам несерьезными. Не припоминайте сказанные им ранее слова о желании причинить себе вред – это может спровоцировать подростка на реальные действия.

  6. Развивайте критическое отношение ребенка к информации. Объясните сыну или дочери, что далеко не вся публикуемая в Интернете и СМИ информация является правдой. Необходимо проверять ее, используя различные источники, в том числе – обращаясь к родителям, старшим братьям / сестрам, учителям, друзьям. Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Именно развитое критическое мышление может выступать той страховкой от попадания под манипуляции организаторов деструктивных сообществ.

  7. Заведите аккаунты в социальной сети одновременно для себя и ребенка и сразу же войдите в число его друзей в соц. сетях. Вы будете видеть динамику его общения в социальной сети от «истоков», при этом у ребенка не возникнет серьезного сопротивления против подобных действий.

  8. Регулярно интересуйтесь активностью Вашего ребенка в социальной сети (появление новых друзей, актуальные посты на стене, комментарии, новые сообщества и т.п.):

  • Добавьтесь в друзья к своему ребенку в той социальной сети, где он проводит больше всего времени (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram и т.п.), если Вы этого еще не сделали. Проявите деликатность и такт, поясните свою просьбу тем, что ваша цель – сохранить взаимопонимание;

  • Установите программу или приложение родительского контроля, которая позволит проводить постоянный мониторинг активности Вашего ребенка в социальной сети.

  1. Будьте в курсе интересов, увлечений своего ребенка, его активности в Сети. Важно своевременно обнаружить факт столкновения ребенка с негативным контентом и доступно объяснить ему, чем именно опасны просмотр и активность таких ресурсов (сайтов, форумов, групп в социальных сетях).

  2. Повышайте цифровую грамотность своего ребенка.

  3. Стимулируйте всестороннее развитие вашего сына или дочери, поддерживайте самостоятельные начинания и увлечения / хобби. Привлекайте ребенка к участию в культурных событиях, занятиям спортом, вместе гуляйте и путешествуйте. Обсуждайте в семейном кругу его жизненные перспективы (планы на будущее, мечты, цели, не только учебные, но и общечеловеческие) и траекторию карьерного развития (выбор образовательных учреждений, будущей профессии и т.п.). Тогда никакие социальные сети не смогут увлечь Вашего ребенка в негативные группы.

Что делать, если вы обнаружили, что ваш ребенок состоит в «группе смерти»:

1. Установить контакт с ребенком и прояснить ситуацию. Если контакта с ребенком нет, то лучше очно обратиться к психологу сначала самостоятельно, чтобы обрести уверенность в себе и начинать этот контакт налаживать.

2. Оценить суицидальный риск. Были ли в прошлом попытки суицида, есть ли признаки того, что ребенок может планировать суицид? Если риск высокий – сразу вместе с ребенком обращаться за помощью.

Выяснить как долго он состоит в группе и проанализировать его поведение. Если при анализе обнаружили признаки из раздела «Сигналы тревоги», то также лучше обратиться за помощью.

Если риск низкий - обсудить вместе с ребенком его интерес к подобной теме, выяснить что его привлекает – любопытство, субкультура, страх. Поддерживать его вопросы к ВАМ, если они будут. Не бояться разговоров.

3. Если обнаружили, что в отношении вашего ребенка были попытки склонения к суициду в личных переписках – сохранить все доказательства и обращаться в правоохранительные органы.

4. После сохранения доказательств, на обнаруженные группы можно жаловаться в Роскомнадзор и в администрацию ВКонтакте.

Дистанционные службы помощи:

- всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 (круглосуточно)

- онлайн-чат по адресу твоя территория. онлайн (с 15.00 дня до 03.00 ночи, ежедневно (время московское))

- Линия помощи «Дети онлайн» по вопросам безопасного использования Интернета (9-18 пн-пт, по московскому времени.


Рекомендации социального педагога родителям

Рекомендации родителям подростка

1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей.

5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав. учебного отделения, зам. директора по воспитательной работе.

10. Интересуйтесь, с кем общается ваш ребенок. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Разговор с подростком на взрослом языке

Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

- Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

- Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.

- Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

- Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».

- Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

- Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.

- Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».

- Сохраняйте чувство юмора.

Памятка родителям трудновоспитуемых подростков

• Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

• Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

• К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

• Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

• Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Рекомендации для родителей «трудных подростков»

• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.

• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

• Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.

• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.

• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

• Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий. Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

«Трудный подросток». Что же делать родителям?

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.

• Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

• Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.

• Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.

• Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки. • Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.

• Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

• Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте их в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.

• Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.

Принципы отношений взрослых и детей

1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.

2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение содержания мира детства в мир взрослости.

3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.

4. Принцип свободы. Предоставление миру детства поной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.

5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактуалuзации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).

6. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.

7. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.

Советы социального педагога родителям

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству; - привычку опираться на собственные силыI, и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков

1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка. 3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.

4. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера: -делайте акцент на применении компьютера в своей работе, - используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.

5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир.

6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.

Рекомендации социального педагога родителям по формированию отношения детей к понятию «терроризм»

1. Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я понимаю и чувствую, как ты встревожен (взволнован, обескуражен, испуган) тем, что произошло».

2. Иногда бывает, что по той или иной причине трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Как это все тяжело (угнетающе, удручающе) для всех нас».

3. Поясните ребенку, что испытывaть тревогу за собственную безопасность естественно. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются все необходимые меры, для обеспечения безопасности. Этим занимается правительство, армия, другие компетентные взрослые.

4. Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать инстинктивный страх, который они не могут выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они беспокоятся и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Вероятно, следует обсудить с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если тот или иной близкий человек вынужденно задержится? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?

5. Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем обоснованности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забывайте обозначить надежду, что все придет в норму, необходимо только время.

6. Есть ли необходимость подробно обсуждать случившееся с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми подробностями. Подростку, возможно, понадобится более полная информация. Не из праздного любопытства, а в поисках ответа на свой же вопрос: «Что можно сделать, чтобы случившееся не повторилось?» Старайтесь помочь подростку удержаться от неадекватных реакций и, тем более, действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т. д.).

При разговоре о терроризме:

-отвечайте на вопросы ребенка, не останавливаясь на деталях;

-убедитесь, что ребенок правильно понимает ситуацию;

-поощряйте ребенка выражать свои чувства, как положительные, так и отрицательные;

-приобщайте вашего ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям;

-будьте готовы к повторному обсуждению травмирующего случая.

Общие принципы стабилизирующего поведения взрослых:

- старайтесь ограничивать количество напоминаний о случившемся в школе и дома;

- приветствуйте свободное выражение детьми и подростками своих чувств;

- обращайте внимание на опасения детей всех возрастов, особенно на страх смерти, и старайтесь нейтрализовать их;

- стремитесь к предотвращению возможных поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков посредством тактичного и мягкого внимания к ним в повседневной жизни;

- укрепляйте веру детей и подростков в то, что они в безопасности; - будьте готовы к некоторой рассеянности, раздражительности, «уходу в себя» детей и подростков в процессе общения;

- дозируйте обсуждение травмирующих обстоятельств с младшими детьми и, наоборот, предлагайте больше объективной информации для подростков; -мягко, но настойчиво препятствуйте уклонению детей и подростков от обычной деятельности, социальной жизни, спортивных игр и пр.;

- при необходимости находите время и возможности для стабилизации состояния детей и подростков. Например: чтение сказок и историй с хорошим финалом маленьким детям; совместное посещение театра, концерта, беседы по душам с подростками и пр.

Рекомендации общения с ворующими детьми

1. Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.

2. Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом: «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»

3. Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно, он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами и совсем другое - брать чужие без разрешения.

4. Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.

5. Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.

6. Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.

Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще сего эту стратегию принимают родители, которые либо гиперопекают ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок, прежде всего, должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

 

Образование - очень важный аспект сегодняшней жизни в обществе. Хорошее образование – залог успеха. Но, если ваш ребенок не хочет учиться, то родители, даже отдав его в самую престижную школу мира, не поселят в нем хороших знаний. Как привить любовь к учебе?

5 СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:

1. Ребенку в школе должно быть интересно
Да, не родители ведут уроки, но и в их силах сделать так, чтобы детям стало интересно. Родители интересуются школьной жизнью, но часто это бывают вопросы такого рода: «Ты сегодня с кем-то подрался?», «Хорошо ли ты нарисовал крючки в прописях?».
Акцент нужно делать на то, что новое узнал ваш школьник. Спрашивать, и вместе с ребёнком удивляться его маленьким открытиям, день ото дня. Если это нам интересно, то и ребёнку это становится интересно.
Иногда ребенок пытается что-то рассказать, а родители отмахиваются «отстань, я устал» или «я это знаю, я ж сам в школе учился». Вот таким поведением любовь к школе точно не привьешь.

2. Ребенку в школе должно быть легко
Для этого он должен быть психологически готов туда пойти. Родители, думая о том, чтобы подготовить своего малыша, чаще всего делают акцент на том, чтобы он умел читать, писать, считать – это тоже важно, но наряду с этим важно, чтобы ребенок был готов анализировать, спокойно сидеть за партой, строить отношения с учителем и сверстникам. Принимать школьные правила, дисциплину.

3. Ребенок должен хотеть идти в школу. Развиваем школьную мотивацию
Очень часто мы «заманиваем» ребенка внешней атрибутикой: «купим тебе к школе новый портфель, тетрадки, новый пенал» или «вот ты пойдешь – будешь получать одни пятерки».
Новизна быстро проходит, а обещание пятерок может и не сбываться. Правильная мотивация – познавательная. Ребенку интересно узнавать новое, учиться. Эта мотивация ненасыщаемая, нельзя сказать: «мне надоело узнавать что-то новое». Если ребенку привили любопытство, в школе ему не будет скучно

4. Ребенок в школе должен быть успешен
От учителя зависит, насколько он может создавать ситуацию успеха для ребят с разными способностями. Но должны сделать свой вклад и родители: сравнивая ребенка не с отличником, а с ним самим, но в прошлом.
«Раньше у тебя палочки были кривые, а теперь прямые, ты молодец!» Мы должны показать ребенку этот прогресс! Очень мало, кто способен продолжать деятельность в том, где он постоянно неудачник. Только успех дает силы и желание продолжать деятельность.

5. У ребенка должны быть в школе друзья
Нужно, чтобы в школе его встретили сверстники, с которыми ему будет интересно. Да, класс мы не выбираем. Но среди 25 человек у вашего ребенка есть очень большая вероятность найти себе друга.
В школе не очень-то удобно подружиться: на уроках говорить нельзя, на переменках – все бегают. И тут, если у ребенка возникают сложности, то должны подключиться родители. Создайте поле, где можно было бы общаться. Может, в классе есть дети, которые, как вам кажется, могут подружиться с вашим школьником? Предложите вашему ребёнку пригласить одноклассника в гости. Можно прогуляться со своим ребенком и одноклассником до детской площадки и там пообщаться.

ВАЖНО: для тех, кому школа ещё предстоит
Часто, родители, готовя ребенка в школу, водя на разные секции и в кружки. Получается, что ребенок как бы не живет до школы, и вся его жизнь - как подготовка к настоящей жизни. Это неправильно.
Что касается социализации, то тут детский сад, несомненно, большое подспорье. Если режим могут обеспечить родители, знания – гувернантки и кружки, то неформальное общение со сверстниками может дать только детский сад.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ УЧАТЬСЯ ВО 2 -11 КЛАССАХ

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
4. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
5. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.
6. Любите своего ребенка таким, какой он есть, а не за его достижения и победы.
7. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самой собой: каким он был вчера и каким стал сегодня.
8. Не следует постоянно опекать ребенка. Будьте уверены, что он сам сможет преодолеть большинство трудностей. Помогайте ребенку выполнять то, с чем он не может справиться сам.
9. Ни в коем случае не ругайте и не оскорбляйте ребенка, тем более в присутствии чужих людей (учителей). Уважайте чувства и мысли своего сына или дочери. На жалобы со стороны окружающих отвечайте так: "Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему". Обсудите проблему дома, на семейном совете.
10. Научите ребенка говорить о своих проблемах, искренне интересуйтесь его мнением и позицией.
11. Постоянно общайтесь с ребенком. Ваши отношения должны основываться на доверии. Ребенок должен чувствовать, что его детские проблемы вам интересны.
12. Никогда не бейте ребенка: это не приносит желаемого результата, а лишь делает его агрессивным. Учите ребенка анализировать свои ошибки.
13. Осуждайте не самого ребенка, а его вину.
14. Не расхваливайте ребенка незаслуженно, но и не забывайте поощрять его, если он это заслужил. Главное - оценить усилия ребенка, а не хвалить его самого, его характер. Хвалите словом, улыбкой, лаской.
15. Проводите с ребенком свободное время, помогите ему развивать свои способности.
16. Не стройте взаимоотношения на запретах: всегда объясняйте причину и цель ваших требований.
17. Будьте терпеливы к вашему ребенку. Старайтесь отвечать на все его вопросы и никогда не говорите, что он много спрашивает.

Главное для родителей, помнить, что они - самые важные учителя в жизни ребенка. Помогите ребенку познать этот мир, при этом прививая ему любовь к знаниям. В будущем это окупится здоровыми нервами и успешными сыном или дочерью.

Никогда не говорите ребенку:

«Ты - лентяй!», или «Ты такой толстый!» или «ты – такой тупой!».

Иначе ребенок оправдает ваши худшие опасения.

«Я прекрасно знаю, что у тебя на уме!». Нет, вы этого знать не можете.

Дети -самые непредсказуемые существа на свете. Для их мышления не существует шаблонов. 

Не принижайте себя: «Ах, я такая бестолковая!».

 Ребенок вам поверит и переубедить его будет достаточно сложно.

«Как жаль, что ты не похож на своего брата (сестру, друга)!»

Разве вы забыли, что зависть не культивируют? Избегайте 

нелестных для ребенка сравнений. Он - сам по себе - индивидуальность.