Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Тренинг родительской эффективности

Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Каждому родителю нужно научится:

  • безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть

  • узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании

  • конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)

  • применять «активное слушание»

  • избегать автоматических реакций

  • доносить до ребенка свои эмоции и переживания

  • создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал

  • создавать сокровищницу самооценки своего ребенка

  • контролировать негативные эмоции

Что следует знать каждому родителю?!

9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):

Правило 1 - Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило 2 - Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3 - Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4 - Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Правило 5 - Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6 - Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7 - Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8 - Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9 - Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):

  1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.

  2. Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

  3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

  4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

  5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.

  6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

  1. Безусловно принимать его.

  2. Активно слушать его переживания, и потребности.

  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

  5. Помогать, когда просит.

  6. Поддерживать успехи.

  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

  8. Конструктивно разрешать конфликты.

  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

  10. Обнимать не менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.