Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Беседа с родителями "Главней всего - интересы ребенка"

«Дети расцветают, когда их понимают»

Многие родители слышали о бестселлере Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», одной из самых читаемых книг по детской психологии – многие даже успели вырастить по ней своих детей. Тем же, кто книгу не читал или давно не перечитывал,  хочу напомнить самые интересные цитаты оттуда.

Эта книга, прежде всего, об общении. О том, что оно является важнейшей составляющей воспитания. О роли искренности в отношениях между взрослым и ребенком, о важности безусловного принятия ребенка, о пользе активного слушания. Автор напоминает нам: О необходимости уважения к личности ребенка.

Каждый ребенок — чудо, но он не святой.

Как найти в воспитании ребенка золотую середину, какие границы и как ему устанавливать? Я думаю, что воспитание в конечном итоге упирается в одну проблему – «свобода или контроль».

Если действовать очень мягко, он избалуется, а если жестко, тоже ничего хорошего не выйдет. Психолог предлагает заменить слово «жестко» на «определенно». Правила в семье должны быть, но не жесткие, а определенные. Ребенку надо объяснять, что определенные правила, рамки или, я бы сказала, способы поведения значат. Он должен знать, что хорошо, а что плохо.

Доводить до сведения детей эти определенные правила нужно с пониманием, особенно когда эти правила нарушаются. Даже взрослые люди не могут полностью управлять своими порывами.

Каждый ребенок – чудо, но он не святой. И понять его – это значит понять и принять его переживания. Это не исключает определенность ваших принципов, но ребенок будет вам бесконечно благодарен. Дети расцветают, когда их понимают.

В чем беда жесткого воспитания? «Надо так делать. Иначе – наказание: я отберу телефон, не пойдешь гулять». Этот метод кнута и пряника известен давно, и применяется не только в воспитании.

Жесткие ограничения без понимания часто выливаются в то, что ребенок становится все более пассивным. Именно это часто происходит в наших школах. «Ты должен это упражнение написать, эти примеры решить, и только потом тебе можно гулять». А если он не хочет этого делать?

Если ребенок заскучал, обратите на это внимание. Если он говорит: «Мне скучно», значит, он растет непонятым, он «погашен» контролем, принуждениями и строгими рамками.

Когда ребенок становится счастливым.

Ваша задача не в том, чтобы ребенок по всем предметам получал пятерки или четверки. И не в том, чтобы он делал все, «как положено», вырос ответственным человеком. При таком подходе он либо взорвется когда-нибудь, либо погаснет.

Присматривайтесь к интересам своих детей. Как писал Януш Корчак:«Я бы предпочел, чтобы ребенок вырос счастливым почтальоном, чем академиком-невротиком».

Долгое время родители воспитывали детей под лозунгом: «Я хочу, чтобы они были успешными». Сейчас цели поменялись на «чтобы они были счастливыми». К такому же выводу нас подталкивали герои советского художественного фильма «Доживем до понедельника», снятого зимой—весной 1967 года режиссёром Станиславом Ростоцким.

От чего ребенок становится счастливым? Во-первых, когда его понимают и, во-вторых, когда развиваются он сам, его наклонности, его таланты. У каждого из нас есть призвание, он своего пока не знает.

Важно, чтобы ребенок пробовал, искал себя. Что-то ему нравится? Пусть попробует, если есть такая возможность. Разонравилось – не заставляйте продолжать, потому что «мы же тебя определили в эту секцию, мы уже договорились, ты уже прозанимался там три месяца».

О необходимости уважения к личности ребенка.

1. «Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы».

Воспитание не должно походить на дрессуру и не может представлять собой строгую систему кнутов и пряников. Каждый ребенок нуждается в проявлениях любви и уважения со стороны близких, в поисках индивидуального подхода к нему – впрочем, как и каждый из нас.

2. «Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него». Мы сами очень страдаем, если ощущаем себя недостаточно любимыми, если нам кажется, что нас не ценят по достоинству и остаются нам неблагодарными за все хорошее, что мы несем в мир. Однако с детьми многие из нас обращаются весьма строго и сухо, боясь «перехвалить» или вообще не находя повода для похвалы. Интересно, что бы мы чувствовали на их месте?

О первопричинах трудностей в воспитании.

3. «Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним». Нередко мы рассматриваем детское непослушание как корень многих проблем, однако в большинстве случаев оно является прямым следствием наших поступков, слов и интонаций.

4. «"Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же, как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

Часто мамы и папы сетуют на характеры детей, на наследственность – на все что угодно, только не на свои собственные промахи. Нередко можно слышать от них, что дети их «доводят», заставляя терять самообладание, опускаться до ругани и прочего антипедагогичного поведения. Автор книги «Общаться с ребенком. Как?», уверена: ответственность за формирование детских страхов, комплексов и проблем в поведении лежит на родителях. Именно они изначально взяли неверный тон в общении с ребенком, и спрашивать им стоит только с себя. К счастью, в большинстве случаев по-честному выполненная «работа над ошибками» способна принести добрые плоды.

5. «…В число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые». Дети эмоциональные и тонко чувствующие острее реагируют на жизненные трудности, потрясения, более восприимчивы к тому, как обращаются с ними взрослые. В связи с этим автор призывает нас задуматься: «трудный» ребенок нуждается не в критике и наказаниях, а в помощи.

О необходимости порядка.

6. Дисциплина должна быть  «…не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них». Дисциплина, безусловно, необходима. Но вопреки сложившемуся стереотипу, ее невозможно добиться путем исключительно критических замечаний, напоминаний и требований. В этом случае ребенок, даже если он формально подчиняется родителям, станет хитрить и использовать каждую удачную возможность выйти за рамки установленных правил.

7. «Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности». Правил не должно быть слишком много, и они не должны противоречить основным потребностям ребенка. Однако соблюдать их нужно неукоснительно, во благо его же эмоционального здоровья. Здесь приветствуются родительские твердость, непреклонность и обязательно – единодушие.

8. «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер не отрицает необходимости наказаний, но очень советует применять для этого такие методы, которые не оскорбят ребенка, не заставят затаить обиду, а воспримутся им как проявление справедливости.

О воспитании самостоятельности.

9. «Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"» Одна из самых распространенных ошибок мам – это гиперопека. Она способна подавить в подрастающем человеке формирование ответственности, инициативность и творческое начало. Вот почему крайне важно на корню пресекать проявления желания все держать под контролем.

10. «Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным"». Если не дать ребенку возможности самому себе «набить шишки», он никогда не станет самостоятельным. Материнскому сердцу это бывает трудно принять, но ведь конечная цель воспитания – научить наших любимых детей обходиться без нас. Об этом всегда стоит помнить.

Социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда» - Л.А. Новикова