На днях одна из мам девятиклассницы задала мне этот вопрос. Отвечаю. В нашей коррекционной школе, обучается на дому 64 ребенка. Широкое понятие «домашнее обучение» на самом деле означает, что учителя из школы занимаются с ребенком у него дома. К тем же, кто учится дома, не прикрепляясь к школе (или прикрепляясь для сдачи аттестаций) относится другое понятие – «семейное образование».
Домашнее обучение в России реализовывается также формой получения знаний вне школы. Родители обязаны в письменной форме уведомить местные органы самоуправления и дирекцию образовательного учреждения, что они берут на себя полную ответственность за дальнейшую подготовку своих детей. Для прохождения промежуточных и итоговой аттестации заключается также контракт со школой об экстернате. С этих необходимых процедур начинается процесс семейного образования.
Родители в этом случае сами решают, когда и чем занимаются их дети. Однако они отвечают за то, чтобы дети успешно сдали ГИА (государственную итоговую аттестацию), в 9 классе. В 10 и 11 классах аттестации также обязательны. Ученик прикреплен к школе, в которой программа обучения соответствует ФГОС – Федеральному государственному образовательному стандарту. От него зависят аттестационные вопросы.
Родители знают, что будет в конце, какие темы и какие вопросы должен понимать ребенок, чтобы сдать аттестацию. В зависимости от этого и выбирают литературу. Если ребенок не сдаст аттестацию, его направят на очное обучение в школу.
Сейчас, обычно, родители учат детей – правильно искать информацию, творчески подходить к решению непростых задач. Еще учат дисциплине, умению доводить начатое до конца. Не стоят над душой в ожидании, когда ребенок выполнит задание, если объяснили ребенку – учеба нужна не родителям, а самому ребенку. Но придерживаются мнения, что если ребенку что-то интересно, этот интерес нужно поддерживать.
Плюсы: интерес к учебе и удобный график
Нужно не заставлять, а заинтересовать детей делать уроки. Тогда только и успевай помогать искать ответы на ученические вопросы, а заодно и самим просвещаться.
Расписание формировать под ребенка. Обязательные занятия – раз или два раза в неделю. Все остальное – по личному желанию и если остается свободное время от прогулок и других творческих дел.
Этот вопрос обычно вызывает самые жаркие споры. Но педагоги считают, что именно семья формирует первоначальные представления о мире (что очень важно в юном возрасте) и что влияние на ребенка должны оказывать взрослые, которые понимают, как этот мир устроен, а не сверстники.
Значительно ограничен контакт с больными детьми. При том, что сохраняется общение с различными детьми в небольших коллективах на занятиях в кружках.
Минусы: приходится работать над собой
Ребенок, который не ходит в школу, «не такой как все». Это может быть тяжело, а может и не быть – зависит от окружения и от того, как сами родители подают эту информацию. Наиболее подходящая форма «семейного обучения», для живущих в отдаленных поселках.
Речь не об отсутствии коллектива (он есть и вне школы), а именно об отсутствии работы в группе. Но можно решить эту проблему дополнительными кружками, где даются задания на решение творческих задач, в том числе в группе.
Часто самой большой проблемой в семейном обучении становятся сами родители, ведь у нашего поколения по большей части нет опыта обучения дома. Порой кажется, если сделаешь шаг вправо или шаг влево, все – ты провалишь воспитание своего ребенка. Нужно учитывать, что дети могут быть ответственными, если определить им степень этой ответственности и дать свободу. Необязательно до 11 класса родителю выполнять роль учителя дома. Важно дать направление в обучении: где и как искать информацию, как пользоваться учебником, выстраивать план обучения, фильтровать нужное от ненужного.
Я думаю, что форма обучения «семейное образование» – это образ жизни. Каждая семья имеет право делать свой выбор.
Социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда» - Л.А. Новикова