Региональное мероприятие 14.03.2019г
Выступление социального педагога МБОУС(К)ОШ «Надежда»
Новиковой Людмилы Александровны:
«Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях коррекционной школы».
В условиях современного мира, важное значение имеет проблема социализации детей в обществе, но особо эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все».
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.
В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
В коррекционной школе я работаю социальным педагогом 11лет.
Основные задачи социального педагога в коррекционной школе:
1. Подготовка наших детей к полноценной жизни в обществе.
2. Обеспечить безопасное и бесконфликтное существование ребёнка в условиях коррекционной школы и внешкольного пространства.
3. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать первоначальные представления об экономике.
5. Знакомство с правами и самое главное обязанностями учащихся. Осознание себя гражданином России.
Традиционно в нашем учреждении развитие социальных навыков детей решается путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:
1. Формирование предметно – профессиональных навыков.
2. Формирование социально – психологических навыков.
Проблемы первого направления решаются путем включения в учебный план школы специальных учебных предметов. Это в первую очередь уроков социально – бытовой ориентации, на которых:
- формируются у детей бытовые трудовые умения: умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.;
- формируются экономико-бытовые навыки: умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений;
- формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими.
Следующий момент развития социальных навыков - это трудовое обучение, которым занимаются учителя по технологии, преподаватели дополнительного образование.
Освоение знаний, умений и навыков по данным профилям дает возможность воспитанникам овладеть более сложным видами труда в дальнейшем.
Также успешному развитию социально - трудовых навыков у воспитанников способствуют занятия общественно полезным трудом во внеурочное время : уборка закрепленной территории, "трудовые десанты", посещение кружковых занятий и занятий по интересам, где дети занимаются разнообразным ручным трудом.
Перед детьми открывается множество путей для творчества. Очень хочется, чтобы все эти умения и навыки они использовали и после школы, в дальнейшей своей жизни.
Второе направление работы по формированию социальных навыков включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды развития, общения и личностного становления.
Самыми яркими, самыми запоминающимися стали коллективно - творческие дела - участие во всех общешкольных делах, проведение совместно с детьми праздников:
- "Прекрасный день 8 марта!" - литературно - музыкальная композиция, посвященная Международному женскому дню.
- Развлекательная программа, посвященная Масленице.
- " День матери» - коллективно - творческое мероприятие.
Активное участие во всех общешкольных мероприятиях : «Инсценированные песни», «Осенний бал", "Новогодний маскарад", "За здоровый образ жизни", "Экологическая тропа", "Конкурс строя и песни" и др.
Традиционными в школе стали проведение предметных недель: недели трудового обучения, недели вежливости, недели борьбы с вредными привычками, недели добра, недели права и т.д., которые также способствуют социализации воспитанников.
Экскурсии в города Крыма, посещение музеев, участие в различных республиканских мероприятиях и акциях, экскурсии на предприятии, в хозяйства.
В конце каждого учебного полугодия, по традиции, проводится конкурс прикладного творчества , где дети выставляют свои поделки, сделанные совместно с воспитателями. Воспитанники школы также имеют возможность общаться с представителями различных организаций и учреждений. Гостями бывают ветераны вооруженных сил, труда, сотрудники ОВД, представители из комиссии по делам несовершеннолетних, волонтеры.
Проводим спортивные мероприятия, участвуем в конкурсах муниципального образования, в честь различных торжественных дат. Все это способствует развитию коммуникативных навыков детей, позволяет расширить кругозор и круг общения воспитанников.
Изучение особенностей социальной адаптации и интеграции наших выпускников в «большую жизнь» дает возможность прогнозировать содержание учебно-воспитательного процесса. Мы стремимся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы наши воспитанники за время обучения в школе получили опыт полноценной жизни - жизни человека, способного занять достойное место в обществе.
Список использованной литературы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/ob-obrazovanii-text.html (дата обращения 24.09.2013)
ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)
Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. - №6, стр. 32
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3, стр. 12
Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы», 1999, № 4;
Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в стандарт // «Директор школы», 1997, № 6. - 64с.