Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Круглый стол «Актуальные вопросы коррекционной деятельности специалистов сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования»

Региональное мероприятие 14.03.2019г
Выступление социального педагога МБОУС(К)ОШ «Надежда»
Новиковой Людмилы Александровны:
«Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях коррекционной школы».

В условиях современного мира, важное  значение имеет проблема социализации детей в обществе, но особо эта проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного  существования в социуме.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности  детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.

В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных  знаний получают навыки общения,  сотрудничества,  воспитывают  толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

В коррекционной школе я работаю социальным педагогом 11лет.

Основные задачи социального педагога в коррекционной школе:

1. Подготовка наших детей к полноценной жизни в обществе.
2. Обеспечить безопасное и бесконфликтное существование ребёнка в условиях коррекционной школы и внешкольного пространства.
3. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать первоначальные представления об экономике.
5. Знакомство с правами и самое главное обязанностями учащихся. Осознание себя гражданином России.

Традиционно в  нашем  учреждении развитие  социальных  навыков  детей  решается  путем   определенного построения  учебно-воспитательного  процесса, в  котором   выделяется  два основных  направления:

1. Формирование предметно – профессиональных навыков.
2. Формирование социально – психологических навыков.

Проблемы  первого  направления   решаются  путем  включения  в учебный  план  школы  специальных  учебных предметов. Это в  первую очередь   уроков  социально – бытовой  ориентации,  на  которых:

- формируются  у  детей  бытовые  трудовые  умения:   умения  в  области организации  питания,  ухода  за  телом,  жилищем,  одеждой, обувью,  комнатными  растениями  и т.д.;  
- формируются  экономико-бытовые  навыки: умение  планировать  бюджет  семьи;  ориентироваться    в  услугах  различных предприятий  и  учреждений;      
 - формируются  навыки культурного  поведения, умения  общаться  с  окружающими.

Следующий  момент  развития  социальных  навыков  - это  трудовое обучение,   которым занимаются учителя  по технологии, преподаватели дополнительного образование.

Освоение  знаний,   умений   и  навыков  по  данным профилям   дает  возможность  воспитанникам   овладеть  более  сложным видами  труда  в  дальнейшем.

Также  успешному  развитию  социально - трудовых   навыков   у воспитанников    способствуют  занятия  общественно полезным  трудом во  внеурочное  время :  уборка закрепленной территории,  "трудовые десанты",  посещение  кружковых  занятий и  занятий  по  интересам, где дети занимаются разнообразным ручным трудом.

Перед детьми открывается множество путей для творчества. Очень хочется, чтобы все эти умения и навыки они использовали и после школы, в дальнейшей своей жизни.

Второе  направление  работы  по формированию   социальных  навыков  включает  мероприятия, направленные  на  организацию  социальной  среды  развития, общения  и  личностного  становления.

Самыми  яркими,  самыми  запоминающимися  стали  коллективно -  творческие  дела - участие во всех общешкольных делах,  проведение совместно с детьми праздников:

- "Прекрасный день 8 марта!"   - литературно - музыкальная композиция, посвященная  Международному женскому дню.
- Развлекательная программа, посвященная Масленице.
- " День матери» - коллективно - творческое мероприятие.

Активное участие во всех общешкольных мероприятиях : «Инсценированные песни»,  «Осенний бал", "Новогодний маскарад", "За здоровый образ жизни", "Экологическая тропа", "Конкурс строя и песни" и др.

Традиционными  в  школе  стали проведение  предметных  недель:  недели трудового  обучения,  недели  вежливости,  недели  борьбы с  вредными привычками,  недели добра,  недели  права  и т.д.,  которые  также способствуют  социализации  воспитанников.

Экскурсии  в  города Крыма, посещение  музеев,  участие   в   различных республиканских  мероприятиях  и  акциях, экскурсии на предприятии, в хозяйства.

В  конце  каждого  учебного  полугодия, по  традиции,  проводится конкурс прикладного творчества , где дети выставляют свои поделки, сделанные совместно с воспитателями.  Воспитанники  школы  также  имеют  возможность  общаться  с представителями  различных  организаций  и  учреждений. Гостями бывают  ветераны вооруженных сил, труда,   сотрудники ОВД, представители из  комиссии по делам несовершеннолетних,  волонтеры.

Проводим   спортивные  мероприятия,  участвуем  в  конкурсах  муниципального  образования,  в  честь  различных  торжественных  дат. Все  это  способствует  развитию  коммуникативных навыков  детей,   позволяет  расширить  кругозор  и  круг  общения воспитанников.

Изучение  особенностей  социальной  адаптации и  интеграции  наших выпускников  в «большую  жизнь»  дает  возможность прогнозировать содержание  учебно-воспитательного  процесса.  Мы  стремимся организовать  учебно-воспитательный  процесс  так,  чтобы  наши воспитанники  за  время  обучения  в  школе получили  опыт  полноценной жизни  -  жизни  человека, способного  занять  достойное   место  в  обществе.

Список использованной литературы:

​ Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/ob-obrazovanii-text.html (дата обращения 24.09.2013)

​ ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.  URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)

​ Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. - №6, стр. 32

​ Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3, стр. 12

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы», 1999, № 4;

Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в стандарт // «Директор школы», 1997, № 6.  -  64с.