Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Творчество, как одно из направлений в работе с детьми МБОУС(К)ОШ «Надежда»

«…без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства,
без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь»
Ф.М. Достоевский

В МБОУС(К)ОШ «Надежда» г. Симферополя осуществляется комплексный подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимых для их дальнейшей социализации и интеграции в общество, раскрытия творческого потенциала, развития индивидуальных способностей путем освоения различных художественных материалов и техник.

Одним из главных условий достижения творческих успехов нашими учениками является индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.

Если художественно-творческая деятельность детей на индивидуальных занятиях протекает на эмоционально-чувственной основе, то, групповые занятия выстраиваются на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, творческого начала. Коллективные занятия проводятся с целью формирования опыта общения между детьми и развития чувства коллективизма.

При развитии творческих способностей детей с ОВЗ педагоги нашей школы стремятся сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармоничного развития детей, в основе которого лежат эстетические средства.

Педагоги находятся в постоянном поиске нового вида творческой деятельности для учащихся нашего учебного учреждения. Возникает множество вопросов: чем увлечь детей, чтобы было интересно, чтобы развивало? Как расширить возможности самовыражения и самопознания? Как облегчить процесс коммуникации с окружающими людьми для замкнутых и стеснительных? Как повысить личностную ценность, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком?

В процессе практической деятельности с детьми данной категории было замечено, дети нуждаются в общении, в особом внимании и признании: «Мы есть!», «Мы хорошие!», «Нам есть чем гордиться!». Эти дети рисуют, сочиняют стихи, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Эти дети в силу своих «ограничений» воспринимают мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Но иногда у них нет возможности быть замеченными, услышанными, востребованными.

Из практики видно, что творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

В этом векторе работы с детьми с ОВЗ, наше внимание привлекает арт-терапия - метод лечения посредством художественного творчества.

Общество заинтересовано в том, чтобы воспитывающиеся в нем люди могли активно и целенаправленно преобразовывать действительность, познавая ее законы, удовлетворять свои потребности, глубже проникать в сущность своего бытия и бытия мира.

Наиболее полно из творческой деятельности ребенка изучено рисование. Оно тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся выделять главные и второстепенные детали, передавать пропорции. Учатся рассуждать, делать выводы.

При рисовании развивается внимание память, цветовые восприятия, зрительно-двигательная координация.

Процесс творчества может доставлять детям, кроме удовольствия, огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции. При работе с красками, рисунки часто выглядят неаккуратными. При нарушениях моторики иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображаемый на детском рисунке. Для начинающих художников нашей школы очень подходят нетрадиционные техники изображения, такие как монотипия, «печатание листьями», «рисование нитками», «печатание бумагой», «рисование зубной пастой», мыльной пеной, ребром картона, методом напыления, с помощью соли, кляксами, клеем, рисование руками, рисование по кругу, мятый рисунок, рисование по стеклу, рисование клейстером, мокрым по мокрому, пятнография. Такие занятия могут включать и сказкотерапию, и игротерапию, анималотерапию, метод Франсу Делькарта, цветотерапию, музыку.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться. Ребятам очень нравятся такие занятия.

При нетрадиционной технике изображения, вместо образца задаваемой работы, показывается только способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Такие техники не утомляют детей, а коллективная работа сближает ребят между собой. Во время творческого процесса снижается эмоциональное напряжение.

Многолетний опыт работы в нашей школе свидетельствует о том, что увеличилось количество желающих принимать участие в художественных выставках, повысилось качество детских творческих работ. Ученики нашей школы участвуют в различных творческих конкурсах, получают награды, грамоты и дипломы.

Особо хочется отметить творческие успехи талантливой ученицы 5 класса Вероники Тумановой. Девочка принимает активное участие в городских, республиканских конкурсных программах эстетически-художественного направления наравне со всеми. Год от года совершенствуется талант юной художницы, и в этом заслуга замечательного педагога, учителя изобразительного искусства Гульнары Айяровны Менваповой. Работы Вероники были представлены на различных конкурсах детского творчества муниципального, республиканского, федерального уровня. Они отмечены Дипломами I и II степеней.

Так, в 2013-2014 годах Вероника Туманова стала дипломантом следующих конкурсов: «Рисуют дети на планете Мир», «Дети рисуют звезды», «Возрождение духовных семейных традиций», «История Великой победы в истории семьи», «Прикосновение к истокам», а также победителем природоохранных акций: «Птица года - стриж черный», «Дети за гуманное отношение к животным», «Первоцвет».

За победу в муниципальном конкурсе рисунков «70 лет освобождения Крыма и города Симферополя от фашистских захватчиков», проходившем в апреле 2014 года Вероника Туманова награждена медалью «Юный защитник Отечества».

Мы искренне рады успехам наших воспитанников и гордимся их результатами. Главным критерием оценки их работ является не столько их талантливость, сколько их способность трудиться, добиваться желаемого результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого.

 

Новикова Людмила Александровна,
социальный педагог МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА» г. Симферополя