Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Рожденные для движения…

Проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем, по проводимой государством социальной политике относительно инвалидов судят о цивилизованности страны.

В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но, прежде всего, как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено концептуальной системой взглядов на общество, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. В свою очередь такая переоценка роли личности в развитии общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, гласности.

Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание политиков, ученых, общественных деятелей, работников медицинских организаций, средней и высшей школ.

Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности, увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с рядом других причин. В связи с этим возникает необходимость разработки комплексных мер по социальной защите данной категории населения, создания условий для этих людей социальной реабилитации и интеграции.

Одним из решений этой проблемы можно назвать адаптивный спорт, который предназначен для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями состояния здоровья, для максимально возможной самореализации своих способностей и сопоставления (сравнения) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят важность участия в коммуникативной деятельности, преодолении отчужденности, выходе за пределы замкнутого пространства.

Конечным результатом адаптивного спорта являются социализация и социальная интеграция инвалидов и лиц с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья.

Для самих занимающихся параспортом основная цель участия в адаптивно-спортивной (учебно-тренировочной и соревновательной) деятельности состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей спортивной культуры.

Демонстрация выдающихся достижений спортсменов-инвалидов на Паралимпийских играх является мощным средством формирования активной жизненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и потребности в собственном физическом совершенствовании не только у инвалидов и лиц с устойчивым ограничением физических возможностей, но и у здоровых людей, ведущих пассивный образ жизни, имеющих вредные привычки.

Конкретизация целей адаптивного спорта позволяет уточнить его основные задачи, которые решаются одновременно с коррекционной, компенсаторной и профилактической работой с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а именно:

1) овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального (рекордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта;
2) формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере;
3) освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей спортивной культуры (например, наиболее эффективно формирующиеся в адаптивном спорте мобилизационные ценности способствуют рациональной организации своего стиля жизни, проявлению внутренней дисциплины, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели);
4) освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, ассоциации, выполнение функции судьи, помощника тренера, организатора соревнований и т.п.);
5) повышение уровня качества жизни лиц с ограниченными возможностями.

Одним из условий успешного решения перечисленных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования спортивной направленности на детей-инвалидов и детей с ограничениями физических и умственных возможностей, т.е. обеспечение возможностей для детей-инвалидов заниматься как в специализированных детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, так и включения отделений адаптивного спорта в обычные детско-юношеские спортивные школы.

Кроме этого, адаптивный спорт ориентирован на оздоровительную функцию. И поскольку соревнования - это всегда соперничество, конкуренция в проявлении физических кондиций, технического и тактического мастерства, мобилизации и саморегуляции своего состояния, то данная функция позволяет сформировать у спортсменов очень важные для жизни свойства личности.

Стремление к максимальному результату, необходимость выполнять предельные и около предельные нагрузки предполагают самое пристальное внимание к развитию всех морфофункциональных систем организма и его психических свойств. Это, безусловно, выводит в число наиболее приоритетных для адаптивного спорта развивающую функцию.

В отличие от обычных спортсменов, лица, занимающиеся адаптивным спортом, должны овладеть огромным объемом знаний о рациональном построении спортивной техники и тренировочного процесса в целом, планировании нагрузок, тактики ведения спортивной борьбы, правилах соревнований, динамике функциональной подготовленности и т.п.

Все становится возможным при наличии четко выраженной потребности в ценностных ориентациях, внутренних установках, желаниях участвовать в сложном и напряженном процессе самосовершенствования. Поэтому в адаптивном спорте важную роль играет ценностно-ориентационная функция.

Воспитательные воздействия, оказываемые на людей, занимающихся адаптивным спортом, способствуют формированию соответствующих внутренних установок и желаний. Как уже отмечалось, очень важен пример людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем и добивающихся выдающихся достижений в адаптивном спорте и соответствующего признания в обществе, включая присвоение им спортивных разрядов и званий, правительственных наград, денежных вознаграждений. Данные примеры убедительно подтверждают существенную роль воспитательной функции в адаптивном спорте. Причем именно в этом виде спорта необычайно велика роль самовоспитания.

Многообразие и исключительная сложность задач, решаемых в адаптивном спорте, свидетельствуют о большей значимости в этом спорте творческой функции. Без творчества невозможно разработать и освоить индивидуальную спортивную технику; сконструировать и изготовить вспомогательные технические средства и тренажеры для обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств и способностей; подобрать оптимальные для конкретного состязания нагрузки и программу эффективных лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий и т.п.

Очень важно подчеркнуть, что в творческом процессе решения перечисленных проблем должны принимать участие не только сам спортсмен и тренер-преподаватель по конкретному виду адаптивного спорта, но и врач, психолог, физиотерапевт и другие специалисты.

Адаптивный спорт предоставляет детям с отклонениями в развитии возможность выбора вида спорта, исходя из своих задатков и склонностей, занятие которым возможно только при наличии желания занимающегося. Все это раскрепощает детей, позволяет отвлечься от своих проблем, с головой погрузиться в творческую деятельность, постоянно взаимодействуя и контактируя со здоровыми сверстниками, тренерами, зрителями, работниками учреждений дополнительного образования, спортивных клубов инвалидов и другими людьми. Поэтому интегративная функция в адаптивном спорте столь заметна и важна.

В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них:

1) паралимпийское - для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения;
2) сурдлимпийское - для лиц с поражениями слуха;
3) специальное олимпийское - для лиц с поражениями интеллекта.

Эти направления адаптивного спорта курируют:

1. Международный паралимпийский комитет.
2. Международный спортивный комитет глухих.
3. Международная организация Специальной олимпиады.
4. Международная спортивная федерация для людей с нарушениями интеллекта.

Организаторы паралимпийского, сурдлимпийского спорта и спорта лиц с поражением интеллекта в качестве важнейшего условия социализации и социальной интеграции участников соревнований выдвигают условие использования той же модели (системы) соревнований, которую используют здоровые спортсмены, как на крупнейших международных соревнованиях (Олимпийских играх, первенствах, чемпионатах и кубках мира), так и на региональных и национальных соревнованиях различного уровня.

Именно в этом случае, происходит реальное включение человека с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальные группы и свойственные им отношения. При этом, для организаторов паралимпийского движения принципиальными являются также вопросы использования тех же спортивных сооружений, мест проживания спортсменов-инвалидов, питания, получения медицинской помощи, проведения досуга; участие в торжественных церемониях награждения победителей с поднятием флага страны, открытия и закрытия игр и т.д., которые имеют место у здоровых спортсменов, например, на Олимпийских играх. Более того, Олимпийские и Паралимпийские игры в настоящее время проводятся поочередно - вначале Олимпийские, а через две-три недели Паралимпийские игры.

Паралимпийский, сурдлимпийский и спорт для лиц с поражением интеллекта уникальны. Они не имеют ограничений в возрасте. К примеру, в сборную команду могут быть включены как молодые спортсмены, так и самые опытные, стоявшие у истоков создания этой команды, и своим примером доказывающие, что и с недугом можно вести активный образ жизни, заниматься любимым делом, побеждать на соревнованиях и завоевывать спортивные награды.

Любой успех, включая спортивный, достигается многолетними тренировками. Вот почему чрезвычайно важно как можно раньше увлечь детей-инвалидов спортом.

Для обеспечения будущего благополучия детей, имеющих ограниченные физические возможности, получения ими положительного опыта физкультуры и спорта, интеграции двигательной активности в повседневную жизнь в МБОУС(К)ОШ «НАДЕЖДА» г. Симферополя открыта секция легкой атлетики при участии заслуженного мастера спорта, чемпионки XIII летних Паралимпийских игр 2008 года в Пекине, серебряной призерки Чемпионата России 2014 года Якибчук Татьяны Михайловны. Занятия параспорта проходят под руководством тренера школы Глявиной Натальи Викторовны.

Основная цель проводимых в нашей школе спортивных тренировок – повышение физической активности учеников школы, снижение риска заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни школьников, повышение их работоспособности.

Занятия параспортом с детьми направлены на решение следующих задач:

1) активное вовлечение детей-инвалидов в спортивную жизнь школы, города, Крыма, страны;
2) повышение социальной адаптации и физическая реабилитация детей с ограниченными возможностями;
3) создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде.

Решение вышеперечисленных задач позволит нашим ученикам быстрее и эффективнее адаптироваться к профессиональной, общественной и деятельности.

В нашей школе организованы регулярные занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности. Они направленны на повышение их физической активности и предотвращение гиподинамии. С этой целью в школе проводятся следующее:

- подготовка педагогов и учителей физкультуры для организации занятий по адаптивной физической культуре;
- тематические встречи, беседы с родителями об успехах паралимпийцов, важности спорта для развития детей, а также о скрытых способностях и возможностях детей с инвалидностью;
- показ видеороликов для учащихся школы о паралимпийских видах спорта и т.д.

Начиная с 2010 года, наши юные спортсмены участвуют в отборочных соревнованиях «Поверь в себя» и завоевывают призовые места среди девушек и юношей в беге на 100, 60 и 30 метров, а также в метании мяча. Они не однократно выезжали на междугородние спортивные соревнования, участвовали в финальных соревнований XX Спартакиады «Поверь в себя» (Артек-2013 г.).

В настоящее время в школьной легкоатлетической секции занимается 12 ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Юные спортсмены тренируются три раза в неделю на городском стадионе «Локомотив» и добиваются хороших спортивных результатов.

Так, в 2014 году на открытом чемпионате Республики Крым по легкой атлетике среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата наши ученики Букина А., Казачук В., Черниенко Д., Плиско Г. стали призерами в беге на 60 метров и в метании мяча. Карпова М. стала призером в беге на 100 метров и в метании мяча.

Помимо легкой атлетики, у наших учеников есть уникальная возможность осваивать такой вид спорта, как пулевая стрельба. Занятия с юными стрелками проходят под руководством опытного тренера Васеева Юрия Михайловича. Так, Черниенко Данил (поражение опорно-двигательного аппарата), Швец Анастасия и Петренко Иван (нарушение слуха) – совмещающие учебу в нашей школе и тренировки в паралимпийском и сурдлимпийском центре, с увлечением занимаются пулевой стрельбой и принимают активное участие в регулярно проводимых в Крыму соревнованиях по стрельбе из пневматического пистолета.

На примере наших юных спортсменов видно, что занятия спортом способствуют развитию у детей чувства собственного достоинства, установлению равного положения и дружеских отношений с ровесниками и, главное, устраняет барьеры, исторически существовавшие между людьми с задержкой развития и обществом. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоционально-волевую сферу юных спортсменов, позволяют забыть детям о своих недугах и, в конечном счете, почувствовать, что их жизнь полнокровна и полноценна.

Таким образом, адаптивный спорт не только оказывает благотворное оздоровительное и лечебное воздействие на спортсменов, но и является прекрасным средством поднятия уровня качества жизни в тех условиях, в которых оказался человек в связи со своей болезнью и инвалидностью.

Тенденции интеграции адаптивного спорта со спортом здоровых людей более гуманны, более цивилизованны и потому более перспективны. Какими же способами, путями будет реализовываться данная тенденция покажет время. Главное при этом всегда помнить, что адаптивный спорт – это уникальное средство реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и повышения уровня качества их жизни.

Паралимпийцы – мужественные люди, обладающие неиссякаемыми моральными и физическими силами. Они ни раз доказали себе, нам и всему миру, что способны преодолеть трудности, которые, порой, наравне с подвигом. Люди с ограниченными физическими возможностями, отдавая себя спорту, доказывают себе и всем, что всегда побеждает сильнейший.

Мы гордимся достижениями российских паралимпийцев, готовых защищать интересы страны на спортивной арене!

Давайте и мы будем активно заниматься физкультурой и спортом, чтобы стать достойными побед этих мужественных людей!

Новикова Людмила Александровна,
социальный педагог

См. видеоролик - Тренировки паралимпийской сборной.