В условиях ФГОС иногда возникают противоречия между едиными педагогическими требованиями к обучению и разницей в качестве усвоения знаний каждым учеником. Их нельзя избежать даже путём индивидуального педагогического подхода.
У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.
Опираясь на данные психолого-педагогических исследований, мы пришли к заключению, что самым продуктивным путём формирования учебных умений и навыков является поэтапное овладение учащимися самостоятельной учебной деятельностью в специально организованных учебных ситуациях, где помощь учителя является дозированной.
Система предполагает три основных этапа формирования учебных умений и навыков:
Каждый этап делится на конкретные действия. Из системы разработанных упражнений составляются модели структурных компонентов деятельности учащихся.
Обучение детей строится соответственно с общедидактическими требованиями: обеспечение последовательности перехода от простого к сложному, учёт специфики интеллектуального развития каждого ребёнка. Все действия школьники сначала выполняют по подражанию, потом по образцу и, наконец, по словесной инструкции.
Детально рассмотрим формирование каждого этапа:
1 - Подготовка к будущей деятельности
Организация рабочего места: подбор необходимых для выполнения школьных задач принадлежностей, инструментов.
2 - Ориентировка в будущей деятельности
Здесь используются три вида упражнений, которые отличаются мерой самостоятельности школьников во время выполнения программных задач и участием учителя в деятельности учащихся.
Педагог использует приём – сравнение выполненной работы с образцом, дети находят общие и отличительные признаки путём ответов на вопросы, проводят поэтапный анализ образца с помощью учителя.
Далее учащиеся по аналогии проводят реально-целостный анализ образца, отдельны несущественные элементы опускаются и выделяются самые важные.
В результате сопоставления детям легче представить результат будущей учебной деятельности и понять пути достижения цели.
С целью обучения понимания способов и последовательности выполнения учебных задач используются следующие виды упражнений:
* выполнение действий по образцу, с комментариями учителя.
Наглядным примером является деятельность учителя, которая отражается в деятельности детей;
** использование пооперационной карты-плана, аналогичных упражнений с подробной инструкцией;
*** применение словесной инструкции с сопровождением, демонстрацией образца выполнения учебных задач.
Дети учатся слушать инструкцию, рассматривать образец, сопоставлять их, словесно повторять инструкцию, практически выполнять упражнения и составлять устный отчёт о выполненной работе.
3 - Исполнительская деятельность
Формирует у учащихся умения соотносить свои действия с планом и инструкцией. Это достигается путём трёх видов упражнений:
Таким образом формируются умения и навыки видеть, выделять и исправлять ошибки, оценивая конечный результат своего труда, сопровождая комментариями.
Учитель начальных классов
Томан Л.А.