Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

В условиях ФГОС иногда возникают противоречия между едиными педагогическими требованиями к обучению и разницей в качестве усвоения знаний каждым учеником. Их нельзя избежать даже путём индивидуального педагогического подхода.

У младших школьников, имеющих нарушения психофизического развития, с трудом формируется опыт самостоятельного овладения учебным материалом. Они не всегда могут подготовиться к выполнению задания, ориентироваться в нём качественно и выполнить его без посторонней помощи. У них не сформированы на достаточном уровне учебные навыки и умения. Процесс овладения приёмами самостоятельной учебной деятельности с такими детьми имеет свои специфические особенности. Выходом из такой ситуации является правильная организация самостоятельной учебной деятельности.

Опираясь на данные психолого-педагогических исследований, мы пришли к заключению, что самым продуктивным путём формирования учебных умений и навыков является поэтапное овладение учащимися самостоятельной учебной деятельностью в специально организованных учебных ситуациях, где помощь учителя является дозированной.

Система предполагает три основных этапа формирования учебных умений и навыков:

  • подготовка к будущей деятельности;
  • ориентирование в содержании деятельности;
  • выполнение деятельности.

Каждый этап делится на конкретные действия. Из системы разработанных упражнений составляются модели структурных компонентов деятельности учащихся.

Обучение детей строится соответственно с общедидактическими требованиями: обеспечение последовательности перехода от простого к сложному, учёт специфики интеллектуального развития каждого ребёнка. Все действия школьники сначала выполняют по подражанию, потом по образцу и, наконец, по словесной инструкции.

Детально рассмотрим формирование каждого этапа:

1 - Подготовка к будущей деятельности

Организация рабочего места: подбор необходимых для выполнения школьных задач принадлежностей, инструментов.

2 - Ориентировка в будущей деятельности

Здесь используются три вида упражнений, которые отличаются мерой самостоятельности школьников во время выполнения программных задач и участием учителя в деятельности учащихся.

Педагог использует приём – сравнение выполненной работы с образцом, дети находят общие и отличительные признаки путём ответов на вопросы, проводят поэтапный анализ образца с помощью учителя.

Далее учащиеся по аналогии проводят реально-целостный анализ образца, отдельны несущественные элементы опускаются и выделяются самые важные.

В результате сопоставления детям легче представить результат будущей учебной деятельности и понять пути достижения цели.

С целью обучения понимания способов и последовательности выполнения учебных задач используются следующие виды упражнений:

* выполнение действий по образцу, с комментариями учителя.

Наглядным примером является деятельность учителя, которая отражается в деятельности детей;

** использование пооперационной карты-плана, аналогичных упражнений с подробной инструкцией;

*** применение словесной инструкции с сопровождением, демонстрацией образца выполнения учебных задач.

Дети учатся слушать инструкцию, рассматривать образец, сопоставлять их, словесно повторять инструкцию, практически выполнять упражнения и составлять устный отчёт о выполненной работе.

3 - Исполнительская деятельность

Формирует у учащихся умения соотносить свои действия с планом и инструкцией. Это достигается путём трёх видов упражнений:

  • подражание действиям учителя, используя при этом план, словесную инструкцию и отчёт о каждом действии;
  • понимание роли плана и инструкции с помощью регулирования учителем действий учащихся;
  • выполнение самостоятельных заданий (помощь учителя носит только корректирующий характер для учеников, не усваивающих учебную тему).

Таким образом формируются умения и навыки видеть, выделять и исправлять ошибки, оценивая конечный результат своего труда, сопровождая комментариями.

Учитель начальных классов
Томан Л.А.