Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Схема урока. "Е. Носов «Белый гусь»: работа над первой частью рассказа"

Цели урока: в процессе работы над содержании I – й части рассказа формировать навыки абстрактного видения качеств характера героя; развивать ассоциативное мышлении, воспитывать художественный вкус.

Оборудование: аудиозапись фрагмента балета П. Чайковского; материал (цветная бумага и др.) для аппликации.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

- Нравится ли вам произведения о животных? Чем они привлекают вас?

- Какие из них запомнились вам, произвели впечатления?

II. Постановка целей и задач на урока.
III. Работа над темой урока

1. Учитель расказывает биографию Е. Носова.

2. Беседа с классом.
- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- О чём данный рассказ? какое событие является главным?

- На какие части можно разделить этот рассказ и каким в них представляет Белый гусь?

События до грозы Действия во время грозы после грозы
- Почему автор сравнивает Белого гуся с адмиралом?
(обращение к словарю со значением слова адмирал)
Иллюстрация с адмиралом сравнивается с иллюстрацией Белого гуся.
- Как ходил гусь? Почему он никогда не бежал, «даже если за ним гналась собака?» (учитель предлагает ученикам показать гуся),
- Как выглядел Белый гусь?
- Что происходило, когда гусь «на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями? А если при этом он издавал «свой крик»?
- Почему на Белого гуся засматривались, лучшие гусыни деревни?
- Почему между рассказчиком с гусём было, как сказано в тексте, тяжба?
3. Выразительное чтение.
Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из рассказа от слов «стоял он, залитый солнцем…» до слов «…точно так же, как они просвечивают кусочек сахара». (на фоне мелодии «Вальса цветов» из балета « Щелкунчик» П. Чайковского) и продолжение беседы.
- О чём мы узнаём из слова Стёпки? Почему рассказчик называет Белого гуся «буйным папасней?»
5. Создание аппликации
Работа над воплощением качеств героя в содержании аппликации.
- Какими основными качествами обладает, на ваш взгляд, Белый гусь?
Используя цветную бумагу, ножницы, попытайтесь представить эти качества наглядно, визуально.
Гордость (независимость), смелость, любовь.
IV. Подведения итогов Теория литературы: «пейзаж» (метод «Цепочно» высказать своё мнение о сегод. уроке!)

(Метод «Моровой штурм» Оцените поведение Белого гуся до грозы.

V. Д.З. Задание на листочах или найдите в тексте во описании природы (пейзажные зарисовки).