Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Консультация для родителей учащихся 1- х классов 2020-2021 год.

"Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев".

В.А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики.

Подготовка руки ребёнка к школе путём графических упражнений.

«Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

При недостатках развития мелкой моторики дети:

  • Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры).
  • Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе, очень медленный темп письма.

Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

Этапы развития мелкой моторики в школьном возрасте путём графических упражнений.

Работа по развитию мелкой моторики во всех возрастных группах начинается с обследования руки ребёнка и рекомендаций для родителей

I этап. Подготовительный.

1. Знакомство с карандашом;
2. Графические упражнения «Дорожки»;
3. Закрашивание – умение видеть контур(сначала даём на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов)

II этап. Автоматизация процесса работы пальцев с карандашом.

1. Усложняются графические упражнения:
• Удлиняется длина дорожек , усложняются виды дорожек.
• Копирование по контуру , по точкам.
• Работа с трафаретом (рамки и вкладыши)

2. Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап. Творческий.

1. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу.
2. Знакомство со штриховкой.
3. Ориентировка на листе бумаге и знакомство с тетрадью в крупную клетку.

IV этап. Подготовка руки к письму.

1. Более сложные виды штриховки.
2. Игры с палочками.
3. Игры с пуговицами.
4. Знакомство с тетрадью в косую линейку.
5. Шнуровки, рисование верёвочкой.
6. Дорисовка ( по принципу симметрии)
7. Повторное обследование руки ребёнка и рекомендации для родителей.

Пальчиковые игры

Работа с родителями

• Это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму.

Основная задача

• Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Ознакомительная работа

• Родительское собрание
• Мастер – класс
• Семинары- практикумы
• Индивидуальные консультации