Ру­­ко­­вод­­ство. Пе­­да­­го­­ги­­чес­­кий сос­­тав

Коррекционно-развивающие технологии на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития

Практика обучения детей с задержкой психического развития свидетельствует о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Трудности объясняются особенностями мыслительной деятельности учащихся, а также спецификой самого предмета.

Причинами отставания по математике:

- недостаточное развитие способностей к обобщению;
- ригидность (неспособность к изменению ситуации) в мыслительных действиях, недостаточное развитие способностей к логическому обобщению;
- пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;
- пониженный интерес к математике.

Однако математика, как учебный предмет, требует от ученика наличия определенных способностей:

- умение анализировать и обобщать материал;
- умение мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;
- гибкость мышления, т.е способность к быстрой перестройке мыслительного процесса;
- наличие специфической математической памяти.

Данные способности, так необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) развиты недостаточно.

При формировании рабочей программы по предмету «Математика» для детей с ЗПР следует обратить внимание на основные трудности в изучении данного предмета:

- затруднения в счете в обратном порядке, и особенно – в счете от одного пункта числового ряда до другого;
- затруднения в счете в обратном порядке: дети сбиваются на прямой счет, пропускают числительные;
- непонимание зависимости результата счета от пространственного расположения предметов;
- неумение сравнивать близкие по количеству совокупности, например, пять предметов и четыре предмета;
- затруднения в решении простых арифметических задач;
- ошибки в использовании в речи математических терминов;
- неумение самостоятельно пользоваться и воспринимать слова: «столько же», «по одному», «ни одного», «каждый»;
- затруднения в понимании пространственных отношений.

Следовательно, можно сделать вывод, что эти учащиеся хуже подготовлены к освоению математики из-за низкого уровня развития мыслительной деятельности и низкого уровня исходных математических знаний.

Именно эти нарушения приводят к необходимости индивидуальной работы с учащимися на коррекционных занятиях. Г.М. Капустина является автором программы для детей с ЗПР. В своих исследованиях [3] она указывает, что дети с ЗПР обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и, как следствие, испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике. Рассмотренные трудности усвоения математических знаний детьми с ЗПР свидетельствуют о необходимости внести в методику преподавания математики коррекционно-развивающие приемы. Коррекционно-развивающая работа с детьми в процессе обучения математике основывается на следующих основных положениях:

- восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путём обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
- пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;
- дифференцированный подход к детям – с учётом сформированных знаний, умений и навыков, осуществляемых при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
- формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
- активизация речи учащихся в единстве с их мышлением;
- выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
- формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.

Коррекционная работа [1] направлена не только на усвоение определенных разделов программы, но и на формирование мыслительной деятельности, а также на повышение общего развития и изменение личности учащихся. Коррекционная работа со школьниками возможна и при традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна в системе коррекционно-развивающего обучения. Для коррекционно-развивающего обучения на уроках математики можно предложить коррекционно-развивающие задания с целью развития основных мыслительных операций. Каждое задание преследует не только одну цель, т.к. все познавательные процессы существуют не отдельно и обособленно, а представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Систематическое использование коррекционно-развивающих заданий на разных этапах изучения материала является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся [3]. Эти задания положительно влияют на качество знаний, умений и навыков учащихся, помогают сформировать у учащихся умение общаться, критически оценивать свои действия, позволяют развивать ребёнка.

Коррекционные задания можно классифицировать по целям воздействия, с учетом особенностей психического развития учащихся:

1. Задания, направленные на развитие пространственной ориентации:

- развитие графических навыков;
- развитие пространственной ориентации;
- осевая и центральная симметрия.

2. Задания, направленные на развитие мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение, аналогия):

- формирование дочисловых количественных представлений;
- формирование представления о последовательности натуральных чисел в концентре «десяток», о количественных и порядковых натуральных числах;
- формирование представлений о последовательности натуральных чисел в концентре «сотня»;
- развитие логического мышления:

а) задания, направленные на формирование умения выполнять сравнения;
б) задания, направленные на формирование умения выполнять обобщения;
в) задания, направленные на развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

Таким образом, от выявления причин неуспеваемости обучающихся по математике еще на первых этапах обучения зависит успех обучения в дальнейшем. Описанные выше коррекционные меры по профилактике проблем обучения математике будут способствовать развитию у детей предпосылок к обучению в школе, позволять реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с проблемами в развитии.

Литература:

1. И.С. Гринченко Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.:УЦ Перспектива, 2008.
2. Т.К. Жигалкина. Игровые и занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 1986.
3. Г.М. Капустина Коррекционно-развивающее обучение: урок математики. Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008.