ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Методические материалы разработаны АО "ПАКК" по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"
Неделя естественно-научной грамотности и глобальных компетенций. Отчёт. - ОТКРЫТЬ
Неделя математической и финансовой грамотности. Отчёт. - ОТКРЫТЬ
В октябре 2023 года учащиеся 8 и 5 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы».
В октябре 2023 года учащиеся 8 и 5 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы».
В сентябре 2023 года учащиеся 8 класса приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «С деньгами на «ты» или зачем быть финансово грамотным?», также приняли участие в Дол-игре «ФинИгра».
С 27 марта по 31 марта 2023 года в МБОУС(К)ОШ «Надежда» прошли мероприятия, посвящённые Всероссийской неделе финансовой грамотности.
Цель проведения мероприятия:
- сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
- объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также финансовые отношения.
Уроки, викторины, игры, лекции по финансовой грамотности, проведенные в рамках недели, способствовали повышению мотивации обучающихся к стремлению быть более осведомленными в вопросах разнообразия мира финансовых услуг.
В тематических мероприятиях приняли участие ученики младшего, среднего и старшего звена. В рамках этой недели в школе прошли мероприятия:
- классные часы на тему «Урок финансовой грамотности»,
- встреча с представителем Генбанка, конкурс творческих работ (загадки, рисунки, кроссворды),
- игры «Знатоки финансовой грамотности», «Финансовые ребусы»,
- викторины «Экономические загадки», «Проверь свою финансовую грамотность».
Также учащиеся 7-8 классов приняли участие в марафоне «ФинЗОЖ Фест- 2023».
Материалы ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей":
Комикс по финансовой грамотности (возраст 12+)
Викторина по финансовой грамотности
Функциональная грамотность— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
17 февраля 2023 года в МБОУС(К)ОШ «Надежда» руководители методических объединений «Естественно-научного цикла», «Социально-гуманитарного цикла», «Художественно-эстетического цикла, физической культуры и технологии» и «Классных руководителей» провели заседания МО по теме: «Что такое функциональная грамотность?».
Заседания проводились с целью совершенствования методической компетентности учителей в формировании функциональной грамотности современного школьника.
Обозначенная тема заседаний актуальна, их содержание позволило восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности, обновить форматы методического сопровождения педагогов.
Опыт работы школы утвердил устойчивое понимание, что осуществлять движение по формированию функциональной грамотности в школе нужно более интенсивно. Любой современный урок должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.
В феврале 2023 года учащиеся 7-8 классов приняли участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности «Зачем нужна страховка и от чего она защитит?», «Вклады: как сохранить и приумножить», также приняли участие в Дол-игре «Финансовая безопасность».
С 1 по 15 декабря текущего года проходит пятый ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, который организован Банком России совместно с Агентством стратегических инициатив.
Любой желающий, начиная со школьников младших классов может принять участие во Всероссийском онлайн-зачете. Есть возможность пройти зачет всей семьей. Те, кто успешно пройдут зачет, получат именной сертификат.
Подробности участия доступны на сайте проекта https://finzachet.ru/ при сканировании QR-кода.
В ноябре 2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Личный финансовый план. Путь к достижению цели», также приняли участие в Дол-игре «Финансовая безопасность».
Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.
Именно этот вопрос и стал темой встречи с родителями на общешкольном собрании 25 ноября 2022 года.
В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели математики и информатики для учащихся 5-9 классов. В этом году в рамках предметной недели была введена новая традиция. С 14 ноября 2022 по 18 ноября 2022 года проходила неделя математической и финансовой грамотности..
Цели предметной недели:
- повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;
- воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
Задачи предметной недели:
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;
- вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
- выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.
Этапы проведения недели
Подготовительный этап.
1. Утверждение плана проведения предметной недели на заседании МО.
2. Определение основных мероприятий, их форм содержания.
Основные итоги предметной недели.
Подробнее: Отчёт о неделе математики и финансовой грамотности
Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
В рамках реализации плана мероприятий по функциональной грамотности с 7 по 11 ноября в школе прошла Неделя читательской грамотности и креативного мышления с целью повышения качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов: развитие основ читательской грамотности, совершенствования навыков работы с информацией, формирования универсальных учебных действий, а также для повышения профессиональной компетентности учителя.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• вовлечь обучающихся в самостоятельную метапредметную деятельность;
• повысить мотивацию к изучаемым учебным дисциплинам;
• сформировать банк заданий для повышения уровня читательской грамотности.
В рамках Недели провели с учащимися 1-9 классов различные мероприятия: конкурсы, викторины, игры и мониторинг уровня функциональной грамостности.
Хотелось бы отметить, что для решения задачи в реальной жизни, мы обращаемся либо к шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того, чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всему этому можно и нужно учить детей — в школе и дома.
Читательская грамотность - это способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.
Что же понимают под Креативным мышлением? Это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. а ещё это способность критически осмысливать и совершенствовать свои разработки.
В октябре 2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Как защититься от кибермошенничества.
Правила безопасности в киберпространстве.», также приняли участие в Дол-игре «Личные финансы».
Данные мероприятия пробуждают у школьников интерес к финансовым знаниям за счёт нестандартной формы проведения, помогают сформировать убежденность в том, что финансовая грамотность - основа финансового благополучия.
Документы по функциональной грамотности:
В сентябре 2022 года учащиеся 7 класса приняли участие в онлайн-уроке по финансовой грамотности «Все про кредит или четыре правила, которые помогут», также приняли участие в Дол-игре «Финансовые ребусы». Данные мероприятия пробуждают у школьников интерес к финансовым знаниям за счёт нестандартной формы проведения, помогают сформировать убежденность в том, что финансовая грамотность - основа финансового благополучия.
В сентябре 2022 года среди учащихся 1-11 классов МБОУС(К)ОШ «Надежда» были проведены открытые уроки по финансовой грамотности в связи с празднованием 220- летия с момента основания Минфина России. Уроки финансовой грамотности способствуют финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности учащихся.
С 4 по 10 апреля в России прошел ежегодный образовательный фестиваль по повышению финансовой грамотности ФинЗОЖ Фест для школьников.
Мероприятие ФинЗОЖ Фест помогает детям и молодым людям получить практические навыки управления карманными деньгами и научиться отвечать за личный бюджет по-взрослому.
Ученик 6 класса, Баранский Сергей, принял участие во Всероссийской Неделе финансовой грамотности для детей и молодёжи 2022 г.
В апреле 2022 года среди учащихся 1-11 классов МБОУС(К)ОШ "Надежда" были проведены уроки на тему «Финансовая безопасность». Цель данного мероприятия - создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о финансовой грамотности и основных правилах финансовой безопасности.