Библиотека

Папа, мама, я – читающая семья !

Читаете ли вы вместе с детьми? Практикуете ли вы семейное чтение? Мы настолько заняты своими делами, своими интересами, что такое понятие как семейное чтение становится уже чуть ли не архаизмом. Конечно, всегда можно найти этому объяснения: раньше телевизоров и компьютеров не было, по вечерам людям делать было нечего, вот они и читали всей семьей одну книгу; а, может, и книг было мало, поэтому читали книгу вместе и вслух. А сейчас у нас все настолько заняты своими делами, играми и телевизором, что на совместное чтение не хватает не времени, а желания.

А, может, и не нужно это совместное чтение? Зачем ?

Для того чтобы:

- увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!
- вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!
- познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!

Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».

Вы скажите, пусть ребенок читает то, что ему по душе, а главное пусть читает сам. Вы забываете, что ребенок прочитать много еще не может, так же как не может читать с выражением. А значит, и смысл текста книги он понимает частично. А самое главное, он не получает радости от общения с книгой и родителями. Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения и от непонятных слов и предложений. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом мы, начинаем переживать, почему ребенок не хочет читать, и заставляем его читать. Что тогда получаем? Конечно, полное отвращение к чтению.

А ведь эту ситуацию можно было предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге, если бы мы только потратили минут 20-30 в день на чтение вместе с ребенком. И совсем не важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра, главное, чтобы кто-нибудь из взрослых читал вместе с ребенком.

Вы, конечно, можете спросить: «А зачем это надо, если ребенок уже умеет читать? Пусть читает самостоятельно».

Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе, но вот получать удовольствие от чтения он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах, - трудная работа, а не удовольствие. И станет ли оно удовольствием, зависит во многом от взрослых.

Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного и не всегда он это может уточнить или осознать. Вот и получается, что в процессе чтения, ребенок трудится, устает и не понимает всего смысла текста, теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей, не всегда видит смешные моменты, потому что он всецело поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?

Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Скорее всего, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг. Так, может, и нам стоит возродить эти традиции и начать читать книги вместе с детьми, всей семьей?

Давайте подумаем,что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

- Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

- Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.

- Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

- Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

- Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

- Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

- Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

- Ваш ребенок учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Список литературы для семейного чтения:

 

1 класс

• В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок
• Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
• В. Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт?
• М. Зощенко. Умные животные. Показательный ребёнок.
• Г. Остер. Зарядка для хвоста.
• Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.
• Е. Чарушин Тюпа, Томка и сорока.
• С. Михалков. Три поросенка.
• Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
• Г.Х.Андерсен : Гадкий утенок. Огниво. Дюймовочка.

 

2 класс

• Т. Александрова. Домовёнок Кузька.
• С. Михалков. Праздник непослушания.
• С. Козлов. Ёжикина скрипка. Ёжик в тумане.
• Н. Сладков. Лесные силачи. Песенки подольдом.
• Э. Шим. Лесные сказки.
• В. Постников. Карандаш и Самоделкин в стране пирамид.
• Е. Чарушин. Томка. Трой.
• Э. Успенский. Школа клоунов.
• В. Голявкин. Путешественник.
• Б. Житков Рассказы о животных.
• Б. Заходер Серая звездочка.
• А. Милн. Вини-Пух и все-все-все.
• Н. Носов. Веселая семейка. Фантазеры. Живая шляпа.
• Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот.
• В. Бианки : Первая охота. Лесные домишки. Чей нос лучше? Хвосты. Лупленый Бочок. Лесной колобок – Колючий бок. Паучок-пилот.
• А. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди.
• Русские народные сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Терёшечка. Гуси – Лебеди.

 

4 класс.

• Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.
• С. Прокофьева Приключения жёлтого чемоданчика.
• И. Акимушкин. Следы невиданных зверей.
• А.А. Милн. Винни - Пух и все - все - все
• И. Токмакова. Маруся еще вернётся.
• Э Шим. Лягушонок и ящерка. Ландыш.
• В. Голявкин. Мой добрый папа.
• В. Одоевский. Городок в табакерке.
• П. Ершов. Конёк-Горбунок.
• Б. Житков. Что бывало.
• С. Козлов. Ёжик в тумане.
• Т. Янсон. Муми-тролль и другие.
• В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.
• В. Дуров. Мои артисты. Мои звери.
• Г. Пивоварова. По страницам занимательной географии.
• А. Чехов. Белолобый.
• Я. Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
• С. Алексеев. Рассказы о Суворове и русских солдатах.
• Е Чарушин. Томка. Две мышки.
• А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатыря

Нескучные уроки библиогнома Книжарика.

Дорогие читатели, библиогном Книжарик приглашает вас посетить "Нескучные уроки".